"Воспитание и образование - единственное средство,
ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного"
Сократ V век до н. э.
Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, который существует около 6 лет, объединяет наиболее значимые, крупные вузы Москвы и Московской области. Каждый четвертый-пятый студент столицы – студент негосударственного вуза.
Наша очередная конференция, посвящена очень важному вопросу: «Воспитание в негосударственном вузе: научные основы, практика и критерии результативности». В ней принимают участие представители более чем 30 вузов, а также Евгений Васильевич Буслов – заместитель руководителя аппарата Комитета по науке, образованию, экологии, здравоохранению и культуры и ведущий специалист Управления воспитания и исполнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ Олег Андреевич Толченов.
Почему мы говорим сегодня о том, что проблема воспитания стала столь злободневна? Предыстория этого вопроса очень длинна и сложна: от идеологизации воспитания в советские времена до ее полного отвержения и до обращения к ней сегодня вновь как к неизбежности.
Для меня лично проблема воспитания молодежи не нова, поскольку я ею занимаюсь давно и, надо сказать, непрерывно, то есть даже в те годы, когда она отвергалась государством.
В 1992 году я работал директором Научно-исследовательского центра при Институте молодежи, и руководил подготовкой докладов Правительству страны о положении молодежи в России.
Наперекор существовавшей ситуации нами был подготовлен доклад (и брошюра «Материалы к докладу») о проблемах воспитания молодежи и рекомендации необходимых мер. Доклад был представлен на заседание Правительства РФ под председательством Черномырдина. Выступившие Министр обороны Грачев, Первый вице-премьер Сосковец, Председатель Государственного Комитета по образованию Кинелев разными словами, но в унисон друг другу говорили о том, что представленный доклад носит очернительский характер, что, вообще, нет никакой проблемы воспитания, что и армейская и студенческая молодежь – это прекрасная молодежь, а проблема выдумывается. В этом плане все великолепно. Доклад не только был снят с обсуждения, но запрещен к рассылке на места и предложен к изъятию. Правда, мне сказали, что члены Правительства потом спрашивали доклад, чтобы с ним хоть познакомиться, так как до заседания его, оказывается, никто и не читал, хотя и все отвергли. Просто вопрос этот был никому не нужен (не до него). Таким было отношение к воспитанию детей и молодежи. Теперь пожинаем плоды.
Так получилось, что в 1996 году мы с Еленой Евгеньевной Чепурных, заместителем министра образования Российской Федерации договорились, что проведем конференцию по проблемам воспитания в высших учебных заведениях. И она состоялась здесь в зале нашего негосударственного высшего учебного заведения, где собрались ректоры и проректоры государственных вузов практически всех субъектов Российской Федерации. Так начиналось возрождение идеи. Через несколько лет состоялось решение Минобразования России, восстановившее воспитательную функцию вузов.
Однажды Министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов выступил в прессе с очень интересной статьей, которая называлась: «Не хочу быть министром обучения». В этой статье он заявлял четкую позицию: образование – это воспитание и обучение, одно без другого не может образовать специалиста – личность.
И вот, наконец, совсем недавно воспитание стало одним из аккредитационных показателей для любого вуза, независимо от того государственный он или негосударственный. Для кого-то эта новость стала большой проблемой – надо заниматься тем, чем давно не занимались; для других это стало подспорьем в работе, потому что некоторые вузы на свой страх и риск продолжали заниматься воспитанием молодежи, хотя государству эта проблема была не интересна.
И государство своим вузам денег на это не выделяло. В такой ситуации, конечно же, не считали нужным тратиться на воспитательные цели и негосударственные вузы. Но, понимая важность этого дела, я, как только стал ректором, сразу же назначил Тамару Александровну Русакову своим заместителем по работе со студентами. По сути, мы в то время делали то, что, с точки зрения нашего «демократического» государства, делать было нельзя. Но мы это делали, делаем и будем делать.
Более того, вместе с Министерством образования Российской Федерации мы, негосударственный вуз, учредили журнал «Студенчество. Диалоги о воспитании». Он выходит регулярно уже около двух лет и набирает все большую популярность как среди государственных, так и негосударственных вузов. Всем, кто еще не подписался на этот журнал, я рекомендовал бы это сделать.
Вместе с тем, когда происходят встречи ректоров негосударственных вузов, я часто наблюдаю, как прохладно относятся к обязанности заниматься воспитанием студентов многие руководители вузов. Более того, фактически зачастую обнаруживается, что многие этим все-таки толком не занимаются. То есть на словах – да, а на деле, по-моему, идет имитация. Почему? Потому что это требует денег. Воспитательный процесс – затратный процесс. Очень сложно, когда мы калькулируем цену за обучение, обозначить стоимость воспитания. Студент спросит: «Что вы имеете в виду? Я не хочу, чтобы меня воспитывали, тем более платить за это». Но воспитание входит в понятие «образование», и никуда от этого не деться.
В прошлом календарном году мы проводили Фестиваль качества негосударственных вузов Москвы и Московской области. Так вот, когда речь шла просто об участии в нем, то о своем желании заявили 30 с лишним вузов. Когда же они узнали, что участие должно быть полным по всем компонентам, то осталось всего 11 вузов. Многие отошли в сторону, потому что не могли участвовать то ли в номинации «студенческие научные работы», то ли в спортивных соревнованиях, то ли в театральном, КВНовском, вокальном, или в хореографическом конкурсах. Почему? Да потому что на это надо было тратить деньги. Художественные руководители и тренеры (а еще костюмы, форма, декорации) стоят денег. Если хорошие специалисты – больших денег. Наших студентов тренирует, например, олимпийский чемпион по баскетболу А. Жармухамедов. У нас работает театральная студия, которую ведет народный артист России Валерий Золотухин.
Наша конференция называется научно-практической, но я хотел бы, чтобы упор делали не только на научную, но и на практическую сторону вопроса.
В этой связи хочу напомнить, что, когда Василий Андреевич Жуковский готовился к исполнению ответственного поручения императора быть учителем цесаревича, будущего императора Александра II, то он, кроме досконального изучения педагогики во многих странах мира, составил еще крайне интересный и, я бы сказал, уникальный план подготовки своего ученика. В плане обучения присутствовали такие вопросы: первый вопрос: кто я? Второй вопрос: где я и что меня окружает? Третий: что я? Четвертый: что я должен делать? Пятый: к чему я предназначен?
Скажите, пожалуйста, разве эти вопросы потеряли значимость в воспитательном процессе?
Каждый вуз должен иметь свое представление о том, что имеется в виду, когда произносятся слова: «воспитание студентов». У разных вузов в этом понятии могут быть различные аспекты, но у каждого должно быть четкое представление.
Должна существовать концепция воспитания, быть выстроена система управления, расписано, кто конкретно отвечает за каждый раздел работы? Стихийность этому делу противопоказана.
Почему-то принято считать, что воспитательная деятельность – …это внеаудиторная работа. Не согласен. Во время учебного процесса тоже идет воспитательная работа. Обучение таит в себе огромный воспитательный потенциал. Более того, считаю, что невоспитывающих дисциплин не бывает. Математика, химия, физика тоже воспитывают. Ведь их преподают люди, специалисты, человеки. А философия, история, социология, политология, культурология и другие науки, относящиеся к гуманитарной области, – безусловно. Главное же, на мой взгляд, сформировать в вузе положительно влияющую на студента образовательную среду, в которой ему комфортно жить.