Качество подготовки специалистов в вузах — вечная проблема. Сегодня она связана с резким обострением конкуренции на рынке образовательных услуг — как в системе государственного образования, так и внутри негосударственного сектора. Обострилась, прежде всего, конкуренция недобросовестная. Многие вузы работают на демпинговых ценах, совершенно не позволяющих вести качественное образование.
Я мог бы назвать вузы, в которых зачисление осуществляется по результатам групповых собеседований, до минимума сведено количество аудиторных часов, занятия проводятся всего по два раза в неделю, в которых главное — самостоятельная работа, дистанционные методы обучения, лекции по телевидению и т.п. Причем демпинговая политика подается как «антикризисная» программа для абитуриентов, как «образование XXI в.», т.е. как благо. Но на самом деле это обман.
Разумная, взвешенная ценовая политика на рынке образовательных услуг имеет сегодня огромное значение. Нужно принять во внимание многие факторы: спрос и предложение, платежеспособность населения и... качество предоставляемых услуг. Накануне набора студентов на новый учебный год собирался Президиум Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, куда были приглашены ректоры 30-ти наиболее авторитетных вузов, на котором обсуждался вопрос именно ценовой политики. Мы обосновали наши цены экономически, нравственно и вывели средневзвешенные цены по основным специальностям, согласовали их между собой и договорились, что будем придерживаться этих цен, чуть снижая или чуть повышая их в зависимости от особенностей каждого вуза. Практически все эти вузы свои обязательства выполнили.
Сегодня ясно одно: невозможно обеспечить высокое качество образования по низкой цене. «Дорого да мило, дешево да гнило», — гласит русская пословица. Качество — категория затратная.
Прежде всего, следует принять во внимание, что качество — это сложная философская, экономическая и социальная категория, которая раскрывается через множество определений. Это значит, что проблема качества весьма сложна для понимания и, следовательно, для ее разрешения на практике.
Обычно мы трактуем качество как соответствие неким критериям, нормам, требованиям, хотя на самом деле этих определений десятки. Качество — это не только адекватность каким-то требованиям — среды или потребителя. В динамике развития (эволюции) общества качество объекта или процесса должно опережать систему требований, предъявляемых развитием внешней по отношению к объекту среды (надсистемы). Иначе никакой социальный прогноз и прогресс невозможны. Это означает, что качество должно быть эволюционно избыточным, его должно быть много и даже больше, чем требуется «здесь и сейчас»; через темпы развития внутреннего, потенциального качества объекта оно должно опережать формы этого самого развития, в том числе внешней социальной среды. Качество образования, в частности, должно опережать требования, которые «предъявляются» к нему со стороны различных направлений социального прогресса — экономики, политики и т.д. Много качества не бывает.
Кризис современного человечества есть в сущности своей кризис качества. И прежде всего, кризис качества образования. Основное противоречие современности заключается в том, что новые социальные реалии сплошь и рядом объясняются и «понимаются» с позиций вчерашних и устаревших (низкокачественных!) социальных взглядов и гуманитарных знаний, которые и закрепляются в разного рода образовательных стандартах. Отсюда (если отвлечься от субъективного фактора) — низкий уровень понимания происходящего в мире.
Качество образования в России, как известно, не растет, а падает. На всех заседаниях и совещаниях в Министерстве образования РФ разговор идет прежде всего о качестве. Как президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области я знаю: ректоры всех серьезных негосударственных вузов также озабочены в первую очередь этой проблемой.
Качество — категория системная. Например, качество нашей Московской гуманитарной академии (МГСА) следует рассматривать с точки зрения его сущности как целого, которое состоит из частностей:
- качества педагогического персонала;
- качества наших программ и средств обучения;
- качества абитуриентов и студентов;
- качества инфраструктуры;
- качества нравственно-психологической атмосферы;
- качества отношений с внешней социальной средой;
- качества управления вузом как единым целым и его частями.
Все вместе эти качества и составляют качество образования, которое есть результат качества управления качеством образовательного процесса, качеством образовательной политики, и осуществляется руководством академии по различным направлениям деятельности в соответствии с теми целями и задачами, которые мы ставим перед собой. Это качество политики учебной, воспитательной, научной, финансово-экономической, хозяйственной, внешней, управленческой.
Можно ли всерьез говорить о качестве обучения, не ответив на вопрос: что такое качество обучения в конкретном вузе? В первом приближении качество учебного процесса и качество выпускников можно, разумеется, определить как их соответствие объему, требованиям и нормам государственных образовательных стандартов. А каковы требования, потребности, нормы реального рынка труда? С содержанием и требованиями стандартов они совпадут далеко не полностью. Насколько не совпадут — об этом мы можем лишь догадываться «в общем и целом». Ибо рынок для нас, что ни говори, — понятие довольно абстрактное. Преподаватели рассказывают о рынке студентам. Но каков реальный рынок труда по той или иной специализации, которой мы обучаем? Не все и не всегда знают хорошо. Профессиограммы выпускников по различным специальностям как ориентировочной базы для оценки качества образовательного процесса в вузах пока еще не разработаны. Культура систематической оценки и регулирования качества обучения, как правило, отсутствует. Эта работа часто ведется спонтанно, стихийно.
Необходим сбор и анализ соответствующей достоверной и надежной информации, которая позволяла бы контролировать и корректировать учебный процесс и улучшать результаты, т.е. управлять его качеством.
Первое, что необходимо, на взгляд автора, сделать каждому вузу: изучить реальные потребности и требования рынка труда в России и четко определить свое место на рынке образовательных услуг; разработать профессиограмму выпускника; на основе научной методики систематически изучать качество учебного и воспитательного процессов.
Далее. Непреложной является истина о том, что содержание и качество учебного процесса в огромной мере зависят от исследовательских способностей и усилий преподавателя. Ибо качество образовательного процесса синтезирует в себе не только качество учебных программ и технологий, качество кадрового потенциала, задействованного в учебном процессе, качество технических средств обучения, учебных аудиторий и т.п., но и качество научного потенциала вуза, качество транслируемых преподавателями новых знаний. Качество — категория наукоемкая.
Студенты должны получать как можно больше «живого», «сегодняшнего» знания. И не только в ходе практик, чье качество надо изучать отдельно, но и из уст преподавателя, который в этом случае должен быть неизбежно исследователем, экспериментатором, а не только транслятором овеществленного в учебниках, совсем не им добытых знаний. И если мы говорим о качестве, т.е. об адекватности знания и образовательного процесса меняющимся требованиям общественной жизни и деловой практики, то «живое» знание должно носить опережающий характер.
В негосударственных вузах наука развивается пока слабо. В нашей академии дела обстоят несколько лучше, чем у многих, но это не столько наша заслуга, сколько традиция. Проводятся крупные международные конференции, которые становятся заметным событием в научных кругах. Например, международная научно-практическая конференция «Молодежь и общество на рубеже веков» (октябрь 1998 г.). На ней мир науки был представлен 393 профессорами и академиками из 28 научных центров. В мае 1999 г. прошла международная конференция «Культура мира: роль молодежных лидеров», состоявшаяся в рамках Международного форума мэров городов и деятелей культуры и науки «За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии». В работе конференции приняли участие Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор и мэр Москвы Ю.М. Лужков, мэры 60 городов мира, выдающиеся деятели науки и культуры мирового масштаба, лауреаты Нобелевской премии, а также преподаватели, студенты и аспиранты академии.
В ноябре 2000 г. под патронажем Государственной Думы РФ, Министерства образования РФ и ЮНЕСКО в МГСА прошла Международная конференция «Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков», в которой участвовали ученые 11 стран и 32 регионов России.
Насколько позволяют наши возможности, мы создаем условия для того, чтобы вокруг кафедр складывался и расширялся круг известных ученых, а с этим расширялся и их научно-профессиональный кругозор. Проводится много «круглых столов», симпозиумов. В академии действует Исследовательский центр А.А. Зиновьева, который три года назад вернулся жить в Россию из Германии, и теперь в нашей академии работает «Русский интеллектуальный клуб», чьим первым президентом был выдающийся ученый и мыслитель Н.Н. Моисеев.
Вместе с тем перевод качества образовательного процесса в существенно иное состояние упирается не только в организационные структуры (отделы, кафедры, факультеты), но главным образом — в каждого отдельного работника академии во всех этих структурах, в данном случае — в преподавателя. Необходимо научиться ценить и оценивать не просто труд, а качество труда, способности работника. Оценивать в буквальном смысле: через систему конкурсов и аттестаций, более гибкую систему оплаты труда. Необходимо новое качество кадровой политики. Она должна быть более целеустремленной, систематизированной, последовательной.
Вопрос о качестве образовательного процесса в любом из наших вузов напрямую связан с вопросом о том, что мы за вуз? Каждый вуз должен решить, каковы его идеалы и амбиции? Чем мы себя осознаем и как оцениваем среди других вузов и в системе образования России вообще? Каким видим себя в будущем?
В развитии нашего вуза настал момент, когда мы уже не можем довольствоваться обычным уставом вуза, который необходим для регистрации в государственных органах и получения лицензии на образовательную деятельность. Это — само собой. Тут все в порядке. Мы формулируем для себя некоторые идеалы, цели и задачи, до которых нет никому дела, кроме нас самих, и которые мы будем культивировать, к которым будем стремиться, создавая свой «образовательный стандарт».
Этот стандарт предполагает баланс учета традиций и современного опыта как отечественного, так и зарубежного образования, а также рекомендаций ЮНЕСКО по развитию образования в XXI в. Мы отвергаем чрезмерное увлечение западным опытом, особенно американским. В основе нашего стандарта и самого образовательного процесса лежат принципы российского образования — фундаментальность, систематичность, последовательность.
Нужно рассматривать образование как сложную категорию, у которой есть два друг с другом схожих, друг друга отражающих, друг друга дополняющих основания — обучение как способ трансляции, воспроизводства и наращивания общественного интеллекта путем передачи знаний новым поколениям, и воспитание как способ развития человека, его духовного и нравственного воспроизводства в интересах личности и общества.
Улучшение качества сегодня является синонимом прогресса, позитивного развития. В любом смысле, в том числе и развития личности. Качества человека не сводятся к его интеллектуальному потенциалу, к развитости его ума, мышления, памяти. Гражданственность, патриотизм, честь, совесть, долг, активность и т.д. — все это качества, которые человек приобретает с возрастом и в процессе воспитания.
Наша академия стала заниматься вопросами воспитания, когда во многих других вузах об этом не хотели и слышать. Несколько лет назад мы были «пионерами». Сегодня можно сказать, что в академии есть дееспособный студенческий совет, стабильный студенческий актив, по инициативе и силами которого при участии многих студентов было проведено большое количество разнообразных мероприятий.
Качество образования — это дело не только работников вуза, но и студентов. Они не могут рассматриваться лишь как объект воздействия. Поэтому мы делаем все, чтобы лучшим образом вовлечь их в нашу совместную работу. Во всяком случае, эта работа не может не быть совместной.
В каждом вузе необходимы внятно сформулированная концепция воспитательной работы, программа и план действий в этом направлении. Подчеркну: не хаотический набор мероприятий, а система мер, которая не может быть предложена без систематизированного взгляда на эту проблему в современных условиях.
Речь идет о действительно организованном, а не стихийном воспитании, в том числе о повышении воспитательной роли образовательных, прежде всего гуманитарных дисциплин, о повышении роли преподавателей, кафедр, деканатов, о качестве проводимых мероприятий.
Если мыслить и действовать в духе «образовательного стандарта» МГСА, то речь по сути дела идет о формировании корпоративной культуры нашего вуза на основе Общих принципов жизни, Кодекса чести преподавателя и сотрудника, Кодекса чести студента МГСА, который мы разработали и приняли. Важно, чтобы эти правила признавали и исповедовали не только студенты, но и наши выпускники. Мы создаем Ассоциацию выпускников МГСА, которые бы несли и распространяли нашу «культуру» в общество, обеспечивая «культурные токи» между вузом и обществом.
Огромным воспитательным потенциалом обладает, например, идея Культуры мира. Высокая. Благородная. Актуальная. В МГСА действует единственный в России Международный институт ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии». 2000-й год был объявлен Международным годом Культуры мира. Территория МГСА провозглашена «Территорией культуры мира», по поводу чего принято Заявление мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора.
В заключение можно еще раз подчеркнуть, что качество — явление системное. Качество образовательного процесса складывается из многих составляющих, о которых шла речь. Но понятие «система» подразумевает наличие в ней не просто подсистем, но также их иерархию по степени значимости и присутствие «ведущего звена». Таковыми в вузе являются обучение и воспитание. Они служат системообразующими элементами вуза как системы. Нет студентов — нет преподавателей; нет учебного процесса — нет и финансов, нет хозяйственной и других видов деятельности.