Молодежь составляет около 30% населения страны, свыше 37% занятых в народном хозяйстве, является важным фактором обновления советского общества.
Реализация идеи молодежной политики, одобренной XIX партийной конференцией, предполагает, что ее цели и задачи, средства их достижения определяются, различные процессы и явления в молодежной среде оцениваются на основе достоверного научного знания. Без этого молодежная политика не будет эффективной.
Сегодня ни один руководящий орган в стране не располагает необходимой полнотой таких знаний, характеризующих биопсихическое и социальное развитие молодого поколения. У этого обстоятельства много причин. Но прежде всего оно объясняется тем, что задачи получить такую картину никогда и не ставилось. Реальное положение дел в данной области, как и во всех других, практически никого не интересовало. Более того, необходимость особого и активного изучения молодежных проблем в академических, партийных и государственных научных учреждениях всегда подвергалась сомнению, к этой проблематике существовало и существует пренебрежительное отношение.
При том, что ее, тем не менее, изучают в стране тысячи человек, практически все эти исследования не относят это занятие к своей профессии. Делом своей жизни его считают совсем немногие исследователи, которых по всем научным специальностям наберется в стране всего несколько сотен человек. Их силы весьма разрознены. Единственным специализированным научным учреждением, изучающим проблемы молодежи и комсомола, более или менее комплексно и глубоко, является Научно-исследовательский центр ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Буквально в последние месяцы предприняты еще некоторые меры, расширяющие возможности комсомола в изучении проблем молодежи: при комсомольских органах созданы 24 республиканские и региональные социологические лаборатории.
Не раз предпринимавшиеся попытки ЦК ВЛКСМ активизировать исследования проблем молодежи в стране, в частности, в системе АН СССР, в конечном счете заканчивались безрезультатно. Так, в октябре 1984 года по инициативе ЦК ВЛКСМ секция Общественных наук Президиума АН СССР приняла решение (№ 176, 4.10.84 г.) «О развитии научных исследований проблем молодежи». В нем были названы институты, которым надлежало заняться изучением проблем молодежи, а также исследовательские темы. Однако решение это осталось практически на бумаге.
В июне 1986 года секция Президиума АН приняла постановление (№ 126-140000) «О молодежной проблематике и перспективных исследовательских планах гуманитарных институтов АН СССР», но координационного плана исследовательских тем по проблемам молодежи гуманитарных институтов АН СССР составлено не было. Как выполняется это решение, не ясно.
С 1976 года действует созданный по инициативе ЦК ВЛКСМ Совет по координации научных исследований проблем молодежи при ЦК ВЛКСМ и АПН СССР. Координационные планы, научных исследований проблем молодежи составлялись на 1976-1980, I98I-I990 годы. Они сыграли свою положительную роль с точки зрения получения общих представлений о ведущихся в стране разработках. Но по сути эти планы представляют собой арифметическое сложение независимых усилий ученых, исследовательских подразделений, а не программу научной деятельности, имеющую концептуальный характер, направляющую научно-исследовательскую деятельность членов Общественного совета. Расширение в 1986 году числа соучредителей Совета за счет введения в него АН СССР и Гособразования СССР, не изменило положение дел в лучшую сторону.
Основные причины низкой эффективности работы Совета заключаются в следующем: решения Совета не имеют обязательной силы для входящих в него соучредителей; выполнение Координационного плана исследований зачастую противоречит интересам исследовательских организаций, имеющих собственные планы научно-исследовательских работ, утвержденные вышестоящими ведомствами, от выполнения которых зависит материальное поощрение научных коллективов; Совет не располагает никакими собственными финансовыми средствами для размещения заказов на научно-исследовательские разработки, и не может выступать контрагентом хозрасчетных взаимоотношений с научными организациями. В руководстве Совета и его секций много известных ученых, руководителей министерств и ведомств, которые «представляют» свои учреждения, но сами проблемы молодежи не изучают, особого интереса к этой проблематике не имеют.
Разработка молодежной политики, которую будут осуществлять многие субъекты (партия, государство, комсомол, профсоюзы, другие государственные и общественные органы в центре и на местах) требует, чтобы каждый из этих субъектов имел свое научное обеспечение.
Именно поэтому на современном этапе правомерна постановка вопроса о создании в стране системы научных институтов, центров лабораторий и других организационных форм, нацеленных на изучение молодежи в рамках общей научной отрасли знания – юнологии1. Одним словом, требуется коренная перестройка организации научных исследований молодежи на всех уровнях: общества, партии, государства, ВЛКСМ и т.д. Проблема молодежи должна предстать перед современной наукой как комплексная по своему существу. Это требует принципиально иного материального и технического оснащения, иного уровня организации научной информации, усиления кадрового потенциала исследований молодежи. Только при этом условии можно рассчитывать на то, что молодежная политика будет действительно новой, целостной, сильной. В связи с этим предлагается:
1. Ныне действующий Совет по координации исследований проблем молодежи как исчерпавшей смысл дальнейшего существования - упразднить.
2. Поддержать инициативу НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ об учреждении Советской ассоциации исследователей молодежи (САИМ), роль одного из спонсоров которой мог бы взять на себя ЦК ВЛКСМ. Задачи этой общественной организации, основанной на коллективном и индивидуальном членстве, - координация усилий ученых и специалистов в области молодежно-комсомольской проблематики, содействие проведению исследований на приоритетных направлениях, апробация результатов научных изысканий. В деятельности Ассоциации будут использоваться элементы хозрасчета, новые организационные и экономические формы и методы привлечения ученых к исследованию (проект Устава САИМ прилагается).
3. При Комитете по делам молодежи Верховного Совета СССР открыть научно-исследовательский институт, изучающий проблемы молодежи. Этот институт должен осуществлять различные научные и научно-прикладные разработки, направленные на реализацию государственной молодежной политики, в частности, Закона СССР о молодежи, повышение эффективности деятельности депутатов от ВЛКСМ и молодежи и т.п. Предполагается, что в республиках и регионах постепенно будут создаваться исследовательские институты, центры и лаборатории такого же назначения.
4. При ЦК КПСС (в рамках Института марксизма-ленинизма) создать Научно-исследовательский центр проблем молодежи, который обеспечивал бы научные основы молодежной политики КПСС руководства молодежным движением и комсомолом. Для учета региональных особенностей в разработке этой политики на местах также следовало бы создать соответствующие научные подразделения при филиалах ИМЛ, местных ВПШ.
5. При ЦК ВЛКСМ на базе действующего НИЦ ВШ при ЦК BЛKCM создать Научно-исследовательский институт проблем молодежи при ЦК ВЛКСМ. Наряду с изучением общих проблем молодежи он мог бы сосредоточить внимание на молодежном движении в СССР и зарубежном, строения и деятельности комсомола, его внешних связях, истории, пионерской организации и т.п. Начиная с 1990 и заканчивая 1992 годом, этот институт мог бы перейти в основном на полный хозрасчет. На базе существующих 24 социологических лабораторий и 66-ти общественных научных объединений, вокруг которых сплочены в основном исследователи – «молодежники», можно было бы создать филиалы НИИ при ЦК ВЛКСМ, отношения с которыми должны строиться в основном на хозрасчетной основе.
6. Для увеличения масштабов изучения проблем молодежи ЦК ВЛКСМ, также как государственным и партийным органам, целесообразно способствовать созданию на местах автономных исследовательских организаций, временных научных коллективов, социологических центров и лабораторий, центров анализа информации, банков данных с информационными сетями, консультативных фирм и иных научно-организационных структур, которые будут обладать необходимой подвижностью и иметь достаточную самостоятельность, обогащать банк данных и знаний о молодежи и ее организациях.
Предложенные выше структуры в настоящий момент отражают прежде стремление к получению сравнительно быстрых научных результатов, текущие интересы здесь превалируют над фундаментальными разработками. В последнем необходимо найти их оптимальное соотношение.
На наш взгляд, ЦК ВЛКСМ следовало бы выразить свое беспокойство по поводу пренебрежительного отношения к фундаментальным исследованиям проблем молодежи и координации этой работы, в системе АН СССР. Его главная задача - включение молодежной тематики в планы большинства обществоведческих институтов АН СССР с последующим обобщением их результатов в рамках единой концепции.
При условии, что кроме названных, соответствующие научные учреждения должны возникнуть в профсоюзах, некоторых министерствах и ведомствах, республиках и регионах, через несколько лет в СССР можно было бы иметь желанную систему научных учреждений, исследующих проблемы молодежи.
Общая схема исследований молодежи могла бы выглядеть так:
В масштабах общества научно-организационную и координационную функцию выполняла бы Советская ассоциация исследователей молодежи (САИМ) - основной координатор изучения проблем молодежи в стране с правом финансирования на конкурсной основе наиболее актуальных исследовательских программ.
В масштабах государства - НИИ проблем молодежи Комитета по делам молодежи Верховного Совета СССР с сетью хозрасчетных исследовательских коллективов на местах.
В масштабах АН СССР на первом этапе действовал бы Совет по комплексному исследованию молодежи, а в дальнейшем - Институт молодежи АН СССР.
В масштабах ВЛКСМ - НИИ при ЦК ВЛКСМ с сетью филиалов, общественных, штатных и хозрасчетных социологических объединений, служб и лабораторий при комитетах комсомола всех уровней, республиканских и зональных комсомольских школах.
Перестройка организационных структур и усиление научного потенциала в исследовании проблем молодежи предполагает бережное отношение к уже существующим и продуктивно действующим научным подразделениям - НИЦ ВКШ, кафедрам ВКШ, лабораториям на местах, секторам в системе АН СССР и т.д., а также интенсивное развитие их структуры, перевод созданных подразделений на новые формы и методы хозяйствования, поощрение новых разнообразных организационных форм - ВМТК, кооперативов, хозрасчетных центров с качественно новой технической базой и новыми производственными отношениями.
Такой переход может быть осуществлен следующим образом:
1) организация и проведение учредительного собрания Всесоюзной ассоциации исследователей проблем молодежи (ВАИМП) - октябрь 1989 года; 2) преобразование НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ в НИИ при ЦК ВЛКСМ с января 1990 года; конкретные предложения по этому поводу будут разработаны до середины июля с.г.