Сделать это возможно, реализовав целостную систему мер, одним из важнейших звеньев которой является опора на образованную, нравственно зрелую, патриотически воспитанную молодежь.
Строго говоря, фразы, вынесенные в заголовок и подзаголовок, не произносились в беседе специального корреспондента «Вузовских вестей» с ректором Института молодежи, доктором философских наук, профессором, действительным членом четырех академий, лауреатом двух премий Игорем Михайловичем Ильинским, однако именно они служили надежной канвой обстоятельного разговора, его лейтмотивом.
От редакции
Судьба каждого человека в той или иной мере отражает время, в котором ему выпало жить. Но есть люди, особенно ярко олицетворяющие собой эпоху во всех ее сложностях и противоречиях, чьи биографии фактически являются моделью биографии страны, убедительным подтверждением возможностей, предоставляемых обществом своим гражданам.
К их числу без преувеличения можно отнести Игоря Михайловича Ильинского, жизненные принципы которого с годами выкристаллизовались в емкую формулу: «не выживать, а жить, то есть думать, ставить цели, много работать. Удача – это гостья, которая не любит посещать ленивых». Акцент закономерно ставится не на призрачную птицу счастья не на поддержку богатых спонсоров, а на будничный тяжелый, чаще всего лишенный элементов героики труд.
Впрочем, иначе и быть не могло, так как вот уже более четырех десятилетий без остатка отдано напряженной, с полной отдачей, до сердечной боли работе.
А начиналась биография, как и у многих других, с опаленного войной детства. Первой, пожалуй, еще не вполне осознанной вехой ее, стала эвакуация из Ленинграда в Сибирь. Игорю было всего 8 лет, когда погиб на фронте отец. Беда редко приходит одна: позже от цинги, полученной в блокадном городе на Неве, уже в эвакуации умер старший брат. Так что лиха довелось хлебнуть полной чашей.
Школа, техникум... В ту пору ребята мечтали стать военными, авторитет которых был непререкаем и уважение к ним огромно. Сколько радости испытал И. Ильинский, поступив учиться в Омское военное танко-техническое училище.
А судьба продолжала проверять на прочность. Из-за досаднейшей спортивной травмы с мечтой стать офицером пришлось расстаться, когда до заветных лейтенантских звездочек на погонах оставалось рукой подать.
В подобных ситуациях немудрено разочароваться в жизни, опустить руки, покориться неласковой судьбе, а то и вовсе попытаться найти утешение в рюмке. Но не таков Игорь, чтобы впасть в уныние и пойти по легкой дорожке.
Снова все сначала: слесарь на оборонном предприятии, старший мастер-механик здесь же. Общительный, компанейский и в то же время не по возрасту рассудительный, юноша быстро пришелся ко двору. В рабочих коллективах, где быстро распознают кто есть кто фальши, не приемлют, режут правду-матку в глаза, а новичков оценивают строго, стать своим за считанные месяцы нелегко. Игорю это удалось. Тем не менее, когда его избрали на освобожденную комсомольскую должность, подступили сомнения: справлюсь ли, есть ли необходимые для новой работы качества? Уже тогда понимал: одного старания, добросовестности недостаточно. Нужны специальные знания и, что особенно важно, тот особый огонь, который, подобно маяку, притягивает к себе других. Ведь комсомольская работа – это скорее образ жизни, нежели простое выполнение служебных обязанностей от сих до сих. И не каждый способен соответствовать столь высоким требованиям.
На волне перестроечных «откровений» образ комсомольского вожака стал преподноситься как некое пугало, образчик цинизма и двуличности, талантливо показанный Юрием Поляковым в повести «ЧП районного масштаба». Наверное, такие деятели действительно были. Но не они, что называется, определяли погоду.
Преобладали люди героического, подвижнического типа, которые всегда оказывались на высоте. Они были умны и энергичны с людьми, умели вдохновлять, вести за собой. За такими шли не по приказу, а по зову души, им подражали.
Время показало, что И.М. Ильинский всегда держал и держит высокую планку нравственности. И в молодые, и в зрелые годы ему доверяли новые и новые участки работы. Но никогда Игорь Михайлович не просил о новых назначениях. Должности, звания приходили как следствие упорного труда, непрерывной учебы и неослабевающего с возрастом задора. Главный редактор всесоюзного журнала. Директор научно-исследовательского центра... С февраля 1994 года он – ректор Института молодежи.
— Игорь Михайлович, студенты уже поведали, что высшее учебное заведение, которым Вы руководите, готовится к 30-летнему юбилею. Но тридцать лет назад негосударственных вузов вовсе не существовало. Нет ли здесь неточности?
— Ошибки нет. Действительно, в октябре будущего года мы будем отмечать 30-летие ВКШ - Института молодежи. Его история начинается с 1969 года, когда Центральная комсомольская школа была преобразована в Высшую при ЦК ВЛКСМ. На ее базе и был в 1990 году создан Институт молодежи, имеющий государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности и прошедший госаттестацию и госаккредитацию.
— Какова его структура?
— Управление вузом осуществляет Совет, в состав которого входят представители учредителей Института и его ректор. Им определяется стратегия развития, решаются перспективные вопросы. Проблемы текущей учебной и научной деятельности рассматривает ученый совет - совещательный орган при ректоре.
Мы ведем подготовку на 7 факультетах по 10 специальностям и 25 специализациям. У нас обучается более 3,5 тысячи студентов.
— Игорь Михайлович, читателям газеты интересно подробнее узнать о факультетах.
— С удовольствием расскажу о них. Начну с факультета социальной работы и информационных систем. Совсем недавно его название состояло из первых трех слов. Однако в связи с ориентацией на подготовку специалистов в области работы с информацией, компьютерными технологиями возникла необходимость существенной модернизации. Упор в подготовке студентов делается на социальную работу с молодежью, организацию социальной помощи, менеджмент в этой сфере, социально-педагогическое проектирование и консультирование.
Факультет психологии ведет подготовку специалистов, ориентированных на решение проблем регулирования рынка труда, трудовой миграции.
Юридический факультет предлагает студентам гражданско-правовую и государственно-правовую специализации, позволяющие выпускникам успешно работать в любых экономических структурах.
Традиционно популярен факультет экономики и управления, который дает знания, навыки организации и планирования деятельности фирм, принятия сложных управленческих решений.
В 1995 году впервые в России совместно с Российской ассоциацией рекламных агентств создан факультет рекламы, на котором работает студенческое рекламное агентство. В ходе учебы устанавливаются и наращиваются связи с реальным (не путать с криминальным) деловым миром.
Факультет международных отношений со специализациями «регионоведение» и «культурология» имеет хорошую перспективу. Недавно создан факультет иностранных языков и туризма, название которого говорит само за себя.
Учебный процесс обеспечивают более 30 кафедр, на которых работают свыше 400 преподавателей, в том числе 120 профессоров и 200 доцентов. 30 из них являются действительными членами различных академий.
Активно развивается аспирантура. Подготовка специалистов высшей квалификации ведется по 16 специальностям на 10 кафедрах. Только за последний год в диссертационных Советах защищено 37 кандидатских и 3 докторских диссертации. Кроме того, в целях развития научной школы создан центр доаспирантской подготовки.
Иная задача у Центра довузовской подготовки. Он координирует деятельность 10 специализированных и профильных классов, созданных факультетами совместно со школами округов Москвы.
Работает гуманитарный колледж, а также негосударственная полная средняя школа «Ирида».
Невозможно представить наш Институт без образовательных Центров: «Образование молодежи», «Демократия и развитие», «Международное сотрудничество и предпринимательство», «Банковские технологии и персонал», в которых ежегодно проходят обучение 10-12 тысяч человек.
Особый статус у Научно-исследовательского центра при Институте. Это единственное в России научное учреждение, которое ведет комплексные исследования проблем молодежи.
Что касается Международного института «Молодежь за культуру мира и демократию», - то это единственное учреждение не только в России, но и во всем мире. Оно создано ЮНЕСКО и Институтом молодежи в 1997 году для того, чтобы с помощью образовательной, исследовательской, издательской деятельности знакомить новые поколения с глобальными проблемами человечества.
— Все рассказанное Вами, Игорь Михайлович, не может не впечатлять. Но многие из перечисленных специальностей можно получить в других вузах. В чем же своеобразие руководимого Вами высшего учебного заведения?
— О некоторых особенностях я уже сказал. Немало и других. Они видны, что называется, невооруженным взглядом. Взять, к примеру, материально-техническую базу. Она у нас одна из лучших во всей России. Институт расположен в лесопарковой зоне и занимает территорию около 54 гектаров. На этом пространстве размещено 20 учебных и административно-хозяйственных зданий, в том числе 3 учебных корпуса, 3 общежития по 1500 мест, своя гостиница, спорткомплекс. Учебный процесс обеспечивают аудиовизуальный комплекс, 7 компьютерных классов, 5 лингафонных кабинетов, библиотека на 600 тысяч единиц хранения. Институт работает в системе Интернет: много ли найдется вузов, которые за счет собственных доходов потратили с 1995 года 18,3 млн. деноминированных рублей, обновили весь компьютерный парк, включающий почти 400 компьютеров последних поколений?
Разумеется, не все можно измерить в рублях и квадратных метрах. Важнейшим отличием вуза от других является поставленная должным образом воспитательная работа со студентами.
— Помилуйте, Игорь Михайлович, что тут нового, если она велась всегда и всеми?
— В том-то и дело, что в 1991 году реформаторы посчитали, что воспитывать школьников и студентов не только бесполезно, но и вредно. Им будто бы и невдомек, что природа не терпит пустоты и образовавшуюся брешь тотчас же заполнит разрушительная по своей сути идеология, основанная на безудержной погоне за прибылью, безмерного потребления и отрицания всех моральных запретов. Как следствие: честность, порядочность осмеиваются, а хамство, наглость, обман, предательство выдаются за благо. После такого, далеко не полного списка подобных ценностных ориентиров, директивным путем предлагалось не заниматься воспитанием молодежи.
Согласиться с таким положением мы не могли. Поэтому и появился в 1995 году наш нашумевший доклад Правительству РФ по проблемам воспитания жизнеспособных поколений. На заседании Правительства он был тогда признан очернительским.
Жизнь подтвердила нашу правоту. В минувшем году решением коллегии Минобр. РФ воспитание признано необходимым.
— То, что Вы, Игорь Михайлович, рассказали, вне всякого сомнения, поступок. Но воспитание — процесс сложный и многоплановый. Не получится ли так, что стремление охватить все его направления приведет к распылению сил и средств? Выбрано ли направление главного удара?
— Ударять в таком деле как раз никого и ничего не надо. А мы из всех воспитательных проблем особо выделили одну - противодействие наркомании. Ведь количество наркоманов в стране в последние два года увеличилось в 14 раз. Это одна из самых страшных угроз для России и для Института тоже.
— Именно об этом не перестает напоминать руководитель воссозданного недавно Госкомитета РФ по делам молодежи В.И. Деникин. Стало быть, Ваши позиции совпадают?
— Они не могут не совпадать. Тем более, что с Виктором Ивановичем Деникиным мы неоднократно встречались и будем встречаться еще, совместно работая над тем, чтобы молодежная политика заняла достойное положение в стране.
Возвращаясь к проблеме наркомании, скажу прямо. Мне как ректору жаль больных, но я буду делать все, чтобы это позорное явление искоренить. Здоровые студенты не должны жить рядом с больными.
— И все-таки, согласитесь, Игорь Михайлович, воспитание несводимо к противоборству с одним опасным пороком?
— Мы и не пытаемся ограничиться решением одной задачи. В Институте выработана и реализуется программа нравственного воспитания. Мы не имеем права оставлять молодых людей наедине с собой, уповать на то, что они сами во всем разберутся, выработают новый кодекс чести, долга, совести, сострадания. Другими словами, реализуем идею опоры на молодежь, на ее интенсивное развитие, ибо молодежь является самым действенным фактором перемен.
— Коль скоро разговор зашел о переменах, поясните, пожалуйста, суть выдвинутой ранее идеи модернизации образовательного процесса.
— Такую задачу мы поставили еще в 1997 году. Именно с ней связываем надежды на выход Института в разряд если не десятки, то «золотой двадцатки» вузов России. Дело это кропотливое, многоплановое, достаточно длительное. Хотим, чтобы образование в нашем вузе осуществлялось на базе лучшего отечественного и зарубежного опыта. Модернизация понимается как способ осовременивания всех сторон жизни и деятельности.
Главное, чего мы добиваемся, - это повышение качества обучения. Делаем все, чтобы учебный процесс был хорошо обеспечен, чтобы преподаватели читали лекции на современном уровне. И результаты уже есть: повысилась успеваемость.
С этого года мы серьезно занимаемся развитием творческого мышления студентов. Активизирована научно-исследовательская деятельность. На всех факультетах проведены научные конференции, на семи кафедрах работают научные кружки, летом этого года подведены итоги очередного конкурса студенческих работ. 35 участников из 150 стали его победителями. Подготовлено к печати 4 сборника трудов. Среди авторов - 48 студентов.
Активно развивается институтская наука как таковая. Что греха таить - государственная молодежная политика ориентирована в основном на маргинальную часть молодежи. Отсюда и важность исследования проблем молодежи в целом. В этой сфере Институт и его научно-исследовательский центр остаются наиболее конкурентоспособными головными учреждениями России, благодаря которым в стране сохраняется научный потенциал на данном исследовательском направлении. Развивается также и кафедральная наука. Деятельность Института имеет и международный аспект. Мы сотрудничаем с одним из лучших французских университетов «Париж-II», Рурским университетом, несколькими вузами США. В феврале 1997 года к нам приезжал Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор. Наши студенты после третьего курса продолжают образование во Франции и возвращаются с зарубежными дипломами магистров.
— В таком случае не обойтись без хорошего знания иностранных языков, верно?
— Разумеется, поэтому кафедра иностранных языков у нас самая большая. На ней работают 50 педагогов. По-другому нельзя, ведь у нас есть факультет иностранных языков, действуют курсы для желающих углубить свои знания.
— Такое бы внимание и нашему родному - русскому.
— Его мы тоже не обделяем вниманием. Тем более что необходимость лучшего знания его огромна. Горестно и страшно одновременно наблюдать, что творится с великим и могучим.
Один только пример. Недавно в девятистрочном заявлении одного студента на восстановление в институте я обнаружил 18 ошибок. А ведь у нас хорошая кафедра русского языка, преподаватели которой читают теперь спецкурс для первокурсников.
По-другому просто не выжить. Между тем главная идея нашего существования сформулирована коротко и просто: выживание через развитие. Она выдвинута 4 года назад, и с тех пор мы делаем то, что требовалось давно делать в масштабе России: развиваем «производство»: создаем новые факультеты, открываем рыночные, привлекательные специальности, вводим новые специализации, год от года увеличиваем набор студентов, слушателей, аспирантов. Только Центром образования молодежи менее чем за год проведено 72 семинара и конференции. Немало прошло и международных научных симпозиумов.
— Игорь Михайлович, но ведь не учебой единой, наверное, живут студенты? Чем они заняты в свободное время?
— Поверьте, скучать никому не приходится. Руководство вуза делает все возможное, чтобы жизнь студентов и аспирантов была интересной, содержательной. С помощью и под руководством опытных наставников проходят ежегодные праздники посвящения в студенты, торжественные проводы выпускников. Но и студенты берут на себя многое. Кому, если не им, проводить соревнования факультетов в конкурсе КВН, смотры, концерты, спортивные соревнования? Во время таких мероприятий вместительный зал заполнен до предела безо всякой обязаловки. Приходят потому, что КВН веселый, театр умный, концерты увлекательные.
Наш студенческий ВИА «Городская культура» несколько раз становился лауреатом всероссийских фестивалей. Работают студенческий клуб, вокальная студия, коллектив современного эстрадного танца.
Есть и спортивные успехи. Женская команда по ручному мячу - одна из сильнейших в суперлиге России.
— А что Вы, Игорь Михайлович, думаете о личностном факторе в образовании?
— Прежде всего, что личность создается личностью. Не всему можно обучить. Творчеству, например. Личность можно только воспитать, а воспитание является не чем иным, нежели созданием условий для самовоспитания. Причем, речь идет уже не о материальных условиях, не о вещном мире, а о мире человеческих отношений, которые являются главным условием развития эмоциональной, духовной, нравственной сути человека. Творческую индивидуальность может сформировать лишь вдвойне творческая и мотивированная на эту работу личность преподавателя. Таких у нас много. Чтобы не обидеть никого, назову лишь фамилии профессоров, которым последним были торжественно вручены мантии. Это В.Н. Бобков, Ю.А. Васильев, Л.П. Воронкова, З.Л. Доблаев, Е.Д. Катульский, М.М. Мухамеджанов, В.Н. Якимов. Особо отмечу Председателя совета профессоров нашего Института профессора В.В. Журавлева. Ученый и учитель, что называется, от Бога. Благотворное влияние профессоров способствовало получению лучшими нашими студентами именной стипендии «Надежда Института» имени Н.В. Трущенко. Ее лауреатами являются Е. Трещинская, Е. Гравшина, С. Стешина, Е. Прачева, Е.К Ученкова, О. Подобулин, М. Ткачук.
Формированию личности способствует и деятельность «Открытой кафедры», с трибуны которой выступают выдающиеся политики, ученые. На такие заседания собираются до 1000 студентов и преподавателей. Гостями кафедры были М. Горбачев, Г. Селезнев, Е. Гайдар, А. Лебедь, В. Жириновский, композиторы А. Пахмутова, М. Минков, Г. Мовсесян, певцы И. Кобзон, В. Трошин, В. Толкунова, О. Газманов, Юлиан, А. Серов, академики Г. Марчук, Н. Моисеев, философ и писатель А. Зиновьев.
Встречаясь с ними, студенты формируют собственное, не преломленное средствами массовой информации представление о личностях. Характерный пример - выступление А. Лебедя. Увидев его и послушав выступление, немало студентов изменили к нему отношение. Навязанный СМИ карикатурный образ грубого, ограниченного генерала развеян раз и навсегда. Перед студентами предстал умный, думающий, патриотически воспитанный человек.
— А скажите, Игорь Михайлович, не является ли реализация идеи «выживание через развитие» следствием усиливающейся конкуренции как со стороны государственных, так и негосударственных вузов?
— Конкуренция есть. И довольно жесткая. Причин несколько. Это и нарастающая в обществе неприязнь к платному образованию, ущемленное чувство социальной справедливости, образование для бедных и богатых. Есть и некоторое чувство зависти ректоров госвузов, большинство которых во всех отношениях живут хуже. И, наконец, борьба за абитуриентов. Все вузы действуют в едином образовательном пространстве, борются за одних и тех же потенциальных студентов. Не будь конкуренции, госвузы могли бы повысить стоимость обучения. Однако монополии нет, «мешают» негосударственные вузы, устанавливающие умеренные цены и отвлекающие ежегодно более 100 тысяч абитуриентов.
— Но ведь и три с лишним сотни негосударственных университетов, академий, институтов неоднородны. Они тоже стремятся выживать, создавая внутреннюю конкуренцию?
— Что верно, то верно. Все открывают схожие специальности: юриспруденция, экономика, управление и т.д. Около половины таких вузов сосредоточено в Москве и Московской области. Среди них немало солидных высших учебных заведений, руководители которых ведут дело в расчете на перспективу. Но есть и такие, кто прежде не работал в сфере образования, и относится к нему лишь как к неплохому, на их взгляд, бизнесу. Не обремененные заботами о собственной материальной базе и чувством ответственности, эти ректоры работают на демпинговых ценах, заведомо обманывают потребителей. Тем самым они компрометируют саму идею негосударственного образования.
— Но ведь существует Российская Ассоциация, призванная как-то регулировать отношения между вузами и отделять зерна от плевел.
— Ассоциация имеется, но из-за большого числа объединяемых ею вузов по всей стране трудно регулировать отношения в образовательном пространстве регионов. Чтобы влиять на ситуацию, я и выступил с инициативой создать Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области. Такой Союз был образован, и меня избрали его президентом.
— Зачем нужно дублирование, если есть Союз, объединяющий ректоров как государственных, так и негосударственных вузов Москвы и области?
— Поясню на примере. На V съезде ректоров России присутствовали не более 50 руководителей негосударственных вузов. Никто из нас не был представлен в руководящих органах этого форума. Никому не дали выступить, да и в основном докладе о наших делах не было сказано ни слова. Нельзя же и дальше мириться с подобными отношениями. Тем более, что у нас достаточно общих проблем.
— Каковы же плюсы такого объединения?
— Сообща можно гораздо больше добиться в плане повышения качества образовательного процесса. Зачем дробить силы, средства для подготовки, издания учебников в каждом отдельном вузе? Дешевле и выгоднее во всех отношениях делать это сообща.
Легче отстаивать и совместные интересы, если открыть единую юридическую консультацию в области образовательного права. Нуждаются в координации научная, воспитательная работа. И международный аспект нельзя не учитывать. Словом, выигрыш очевиден для всех.
— А как относятся к подобному объединению студенты, или их мнением не интересовались?
— Не просто интересовались, но и учитывали интересы. У нас два года назад образован студенческий совет, который является активным проводником всего нового, передового, отстаивает интересы студентов.
В этих целях ведется работа по созданию нового объединения - Союза Московских студентов. В наше сложное время как никогда необходима общественная организация, которая позволяла бы студентам лучше защищать свои права, интересы, где воспитывались бы достойные граждане и патриоты России.
— Но есть же профсоюз, который обязан выполнять такие задачи.
—У профсоюза свои функции. Они сводятся, главным образом, к защитным. А у общественной организации, именуемой Союзом Московских студентов, задачи гораздо шире: образование, воспитание и т.д.
Сейчас наши второкурсники ведут подготовительную работу. Недавно к нам приезжал председатель Совета студентов МГУ И. Ильин. Ведущий вуз России поддерживает идею создания Союза студентов в масштабе России.
Поддерживаем его и мы, ректоры многих высших учебных заведений. Уверен, что и Госкомитет РФ по делам молодежи сделает то же самое.
Подытоживая сказанное, хочу сослаться на Евангелие от Матфея. Там сказано, что бывают ситуации, когда надо продать одежды и купить меч. Перефразируя этот тезис уместно утверждать: в обстановке тяжелейшего кризиса надо пожертвовать последней рубахой, но сохранить и укрепить образование, вложив пусть даже резервные деньги в обучение и воспитание детей и молодежи. Тогда Россия возродит былое величие.
Беседу вел Александр Злаин