Юбилей отмечен большим успехом: по итогам конкурса, который ежегодно проводят Международная академия качества и маркетинга при правительстве РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Российский Союз ректоров вузов России среди 1196 российских вузов, МосГУ вошел в десятку лучших университетов России, удостоен почетной награды «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». А ректору университета Игорю Михайловичу Ильинскому присвоено звание «Ректор-2004» и вручен Почетный знак. В приветственной телеграмме, присланной от имени правительства России в адрес МосГУ по случаю юбилея, Михаил Фрадков, председатель правительства РФ, назвал Московский гуманитарный университет «флагманом негосударственной системы высшего образования нашей страны».
Сегодня наш гость - профессор Игорь Михайлович Ильинский, доктор философских наук, кандидат исторических наук, действительный член Академии гуманитарных наук, ректор МосГУ.
- От имени читателей газеты «Тверская, 13» поздравляем вас с наградой и высокой оценкой вашего труда. В юбилей принято подводить итоги, намечать планы...
- В истории нашего университета, скажу я, оглядываясь назад, яркой и прекрасной, немало как счастливых, так и драматических страниц.
В своем развитии за 60 лет вуз прошел несколько этапов: Центральная комсомольская школа, Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, Институт молодежи, Московская гуманитарно-социальная академия, Московский гуманитарный университет.
В суровом 1942 году по инициативе ЦК комсомола на скромной базе в подмосковном лесу действовали женские курсы отличных стрелков, которые в 1943 году были сформированы в школу снайперской подготовки. Среди выпускниц школы, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, была Алия Молдагулова, Герой Советского Союза. Ее имя навсегда вписано в историю университета, в честь нее названа улица, где находится наш вуз.
В 1944 году в Вешняках была создана Центральная комсомольская школа, ее первые слушатели - фронтовики, бывшие партизаны - ребята в кирзовых сапогах и шинелях. С них, будущих комсоргов заводов, фабрик, шахт, секретарей горкомов и райкомов комсомола, работников обкомов ВЛКСМ, началась история вуза, специализирующегося на подготовке высококвалифицированных кадров управленцев.
Следующий этап в истории нашего вуза - создание на базе ЦКШ Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, к чему имею самое непосредственное отношение и чем очень горжусь. Мне, тогда первому заместителю заведующего орготделом ЦК комсомола, весной 1969 года пришлось работать над проектами документов нового вуза.
Ректором ВКШ при ЦК ВЛКСМ был назначен Николай Владимирович Трущенко, фронтовик. Вместе с ним мы составляли учебные планы, программы, определяли структуру школы. Долго и мучительно мы формировали профессорско-преподавательский состав. В результате же в ВКШ были собраны лучшие умы, блестящие ученые.
Благодаря в первую очередь усилиям педагогов в школе была создана атмосфера братства. А ведь только на одном факультете вуза учились ребята 43 национальностей! В школе, кроме того, обучались юноши и девушки из 60 стран мира. Это была республика молодежи.
ВКШовское братство, нежную любовь к своим педагогам, к своей альма-матер наши выпускники пронесли через десятилетия. Об этом свидетельствуют ежегодные встречи, на которые слетаются ребята со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Игорь Михайлович, знаю, начало девяностых - драматические страницы в истории университета. Новоявленные «прихватизаторы», политики с чуждыми международному вузу узко-национальными идеями, преступные группировки, деловые люди разного уровня пытались растащить собственность вуза. Только ваше личное мужество и принципиальность, преданность и сплоченность соратников помогли вам выстоять в этой жестокой и жесткой борьбе...
- Материальная база университета - учебные корпуса, общежития, научно-исследовательский центр, спортивные сооружения, хозяйственные постройки, автоцентр - представляла собой лакомый кусок для тех, кто в те времена «ловил рыбку в мутной воде».
Без заботы и хозяйского догляда университет же, тогда Институт молодежи, приходил в упадок: корпуса разрушались, его знаменитые аллеи и парки приходили в запустение. На территории вуза хозяйничали всякого рода АО, ЗАО, банки и так далее. Пользы же от их присутствия не было никакой: счета института были заморожены, росли долги по коммунальным платежам. В этот тяжелый период объединились те, кто создавал вуз и кому он был дорог. Объединившись, единомышленники выдвинули мою кандидатуру на должность ректора. 14 февраля 1994 года я приступил к исполнению обязанностей ректора. С первых же дней началась, как вы выразились, «жестокая и жесткая борьба» за сохранение вуза. Не хочется вдаваться в детективные перипетии того времени, только отмечу, мы испытывали подчас нешуточное давление с самых правительственных «верхов», не раз с угрозами подступали арендаторы. Пережили всякое: нападения в подъездах, покушения, избиения. Мы не сдавались, потому что не могли предать дело своей жизни - вуз, в котором воспитывали патриотов Родины.
- Как же вам удалось за относительно короткое время вытащить вуз из хаоса и создать университет?
- Ректор вуза - одна из самых беспокойных должностей. Приходится решать самые разные вопросы. Поэтому ректор - это ученый и педагог, хозяйственник и финансист, психолог и дипломат. Меня же быть разносторонне развитой личностью научила сама жизнь. Ведь я - блокадный мальчик. Думаю, этим все сказано. Моя первая профессия - инженер-механик, работал на стройке. Так что строительное дело для меня не тайна. Работал на оборонном заводе начальником цеха, военная специальность моя - танкист. Технику люблю и знаю.
Закончил Дипломатическую академию МИДа. Три года лекции нам читали интереснейшие люди: ученые, послы, генералы, политики. Прошел я и школу журналистики.
Десять лет я работал директором Научно-исследовательского центра при ВКШ. Читал много, научился обобщать, синтезировать информацию. Год преподавал - без страха вхожу в любую большую аудиторию. Работа в ЦК ВЛКСМ сформировала уровень и масштаб мышления. Одно дело смотреть на ситуацию снизу вверх, а другое - самому ее моделировать. Занимался проблемами глобалистики, смог «осязать» масштаб России, мира. Весь свой жизненный опыт, знания, умения я вложил в университет. Создавая его, я делал так, как хотел, чувствовал, представлял сам. Ибо понимал, наверху кроме бога никого надо мной нет. Скажу откровенно, внутренне я всегда был свободен. Но, конечно, моя свобода ограничивалась ответственностью. Идя по минному полю, тонкому льду, я не мог ошибиться: за мной был коллектив, судьбы людей.
- Были ли у вас разочарования на этом нелегком пути?
- Самые большие разочарования, постигшие меня в этот период жизни, связаны с людьми. Эгоистичность - порок, который меня всегда удивляет. Что за дело - помнить только о себе, не заботясь о других... Несколько слов о моих единомышленниках. Сейчас в университете создана неплохая команда. Это высокопрофессиональные специалисты. Одиннадцать лет мы работаем вместе. И вот результат: если в 1994 году в Институте молодежи было три факультета, на которых обучалось 700 студентов, то в 2004 году на девяти факультетах университета учится 8,5 тысячи студентов.
О всех этапах нашей борьбы за университет рассказывается в моей книге «Путь к успеху», которая выпущена к юбилею вуза.
- Покорение каких высот ставите вы сейчас перед собой, коллективом университета?
- Пришло время творить красоту. Мы вернем нашему вузу славу красивейшего и заповедного уголка Москвы. Немало задач вижу перед собой в связи с ситуацией вокруг негосударственного образования. Являясь президентом Национального союза негосударственных вузов, президентом Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, в меру своих сил и возможностей защищаю негосударственную систему высшего образования. Например, делал все, что от меня зависело, когда летом 2004 года развернулась борьба вокруг законопроекта, который выводил негосударственное образование в России за рамки правового поля. В канун юбилея университета вышла моя книга «Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации». Эту книгу могу считать научной основой проекта «Негосударственное образование в России».