Корр.: – Игорь Михайлович, скажите, что такое, по-вашему, – «университет»?
И. И.: - Университет «вообще» – это храм науки и знаний; это преддверие карьеры; это собрание умных и знающих людей, посвятивших свою жизнь передаче новым поколениям накопленных человечеством знаний и опыта. Университет – это образовательные программы и технологии, аудитории, компьютеры, Интернет… Московский гуманитарный университет – (не могу не сказать об этом) это ещё и изумительная по красоте огромная природопарковая территория, где учебные корпуса утопают летом – в зелени, зимой – в заснеженных елях, липах и каштанах. Университет – это и охранник на входе в учебный корпус, и гардеробщица в раздевалке. Как говорится, «театр начинается с вешалки»…
Корр.: - Этот чеховский афоризм известен. В каком-то смысле это так, но всё-таки лучше сказать – театр начинается с главного режиссёра…
И. И.: - В этом афоризме Чехов образно выразил истину: «большое проявляется в малом».
Корр.: - Образ ректора определяет образ университета?
И. И.: - Не в полном объёме, конечно, с известными оговорками, но это так. «Каков поп – таков и приход», – гласит русская пословица.
Корр.: - Вы верующий?
И. И.: - Мои деды и прадеды были священнослужителями. Я – «религиозный неверующий». Но – верую! Верую в разум Человека, в людей, в идеи и символы, берущие начало в моём уме и личном опыте. Верю в себя. Жить без веры невозможно. Без веры человек полон страха, сомнений, беспомощен и бесплоден. Вера – это черта моего характера, которая спасала меня и университет во множестве случаев. Начало 90-х, дефолт 1998 года грозили нашему вузу гибелью. Мне говорили: «Всё рушится, мы погибнем!» А я стоял на своём: «Мы победим!» Победили, побеждаем и победим. Вера – это устойчивость как черта характера. Когда тебе плохо – крепи веру.
Корр.: - Звучит красиво, но сколько правды в этих словах? До какой степени можно верить и веровать?
И. И.: - До бесконечности, до беспредела, до последнего мгновения твоей жизни. Всё в мире размерено от природы шириной, длиной, высотой, весом, вкусом, запахом, цветом, и только Вера остаётся вне меры. Я знаю, что верить абсолютно необходимо: в возможности других людей, в свои способности – ум, волю, энергию, в силу союза и взаимодействия. В этом смысле – я верующий. Моя Вера проверена всем моим жизненным опытом.
Корр.: - Ради успеха и победы Вы боретесь с обстоятельствами и людьми, которые думают и действуют не так, как Вы? Идёте против «течения»? Вдохновляете, воодушевляете? Вы герой?..
И. И.: - Не провоцируйте меня на самовосхваление. Я не стану ронять себя в глазах людей. Но от вопроса не уклонюсь: тут всё зависит от того, как понимать героизм. В моём представлении каждый, кто идёт в жизни своим путём, оставаясь самим собой вопреки гнетущей силе обстоятельств, и преодолевает их – герой. Быть порядочным человеком в жестоком и лживом мире, видеть его таким, каков он есть и любить его – героизм. Год за годом и всю жизнь день за днём ходить на работу, честно и до конца исполнять свои обязанности, не утопая в рутине и усталости, – героизм. Таких людей в мире немало, но, увы, не большинство. Да, я числю себя среди меньшинства, но ни о каком геройстве никогда не помышлял. Просто всю свою жизнь много и небесполезно работаю – «вкалываю», «пашу». Это наиболее приемлемая форма моего существования. И у меня, считаю, нет другого выбора: если перестанешь «пахать», всё вокруг зарастёт травой, покроется мхом и погибну не только я, но все, кого люблю и ценю. Может, кто-то скажет, что я и не прав, но таков строй моих мыслей, тональность моего настроения, такова моя добрая воля, и мне безразлично, что думают в связи с этим обо мне другие, как они меня назовут – дураком или героем.
Корр.: - Но у людей есть враги, бывают исключительные обстоятельства, которые требуют предельной концентрации духа и воли, самопожертвования, доброй воли к самопогибели…
И. И.: - Амбразур грудью не закрывал. До таких крайностей пока не доходило. Что касается неожиданных несчастий и бедствий, которые сваливались на меня, их было предостаточно. Некоторые переносил с кротостью и смирением. Но когда оказывался в пограничном положении «жизнь – смерть», что случалось не раз, то боролся из последнего. Как? Сцепив зубы до боли, собрав до последней малости всю свою волю и веру… И – пел, молча, в уме – я пел! Сейчас говорю об этом, но, бога ради, не ищите в моём откровении пышных слов – всё чистая правда… Когда тучи сгущались над университетом (а это происходит с отвратительным постоянством), я делал всё, на что способен, чтобы пройти критическую фазу с незаметными для работников и студентов потрясениями.
Корр.: - В мире много зла, хитрых и коварных людей, потребителей, которые невольно становятся противниками и врагами тех, кто стоит за правду и справедливость… Многие только делают вид, что трудятся до седьмого пота, а на самом деле бездельничают, пока другие работают на «общий котёл».
И. И.: - Да, это так. В кризисной ситуации, которую переживает Россия и, естественно, наш университет, от таких людей мы избавляемся. На Учёном совете я объявил о том, что в своём развитии университет переходит на мобилизационный режим: мы должны сосредоточить все силы на решении главных задач, обеспечивающих не просто выживание, но такую же благополучную жизнь сотрудников, как ныне.
Есть три главных задачи: сохранение существующего студенческого контингента, хороший набор на первый курс при высоком качестве образования. Трудно? Да. Но возможно.
Мы должны научиться быстро принимать оптимальные решения и выполнять задачи в ограниченные сроки.
Университет имеет высокие цели и те, кто их ставил (а я – первый среди них), должны идти к этим целям, не особо принимая в расчёт самих себя… Я понимаю жизнь как Долг и самоотверженное Служение «другим» – предкам, ныне живущим и будущим поколениям. «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Конечно, и о себе, о семье тоже заботиться надобно, но – потом… Так я воспитан. У меня немало единомышленников и соратников… Вместе мы можем всё.
Корр.: - Cейчас для образования в целом и для нашего вуза в частности грядут не лучшие времена…
И. И.: - В настоящий момент система образования более, чем какая-либо другая, оказалась в кризисном положении. Это влияние не только финансово-экономического кризиса - это, прежде всего, совпадение его с демографической ямой, очень глубокой и долговременной, когда количество выпускников школ уравнялось с количеством бюджетных мест в государственных вузах; это момент, когда додавили общество в целом и образовательное сообщество в частности по поводу ЕГЭ и осуществили его тотальное внедрение в качестве, по существу, единственного пока способа проверки знаний школьников при поступлении в ВУЗ. Это готовящиеся сейчас два новых закона - прежде всего, закон об образовании в России, в котором пока многое неясно и который по замыслу не очень отвечает духу времени. В этой ситуации все вузы России оказались в очень сложном положении. Достаточно сказать о том, что сейчас рассматривается вопрос о закрытии 114 государственных вузов. Не лучшие времена наступают и для негосударственных вузов. Хотя они и не были никогда достаточно хорошими. Наш вуз давно, зная о демографической яме и понимая, что есть разные периоды в рыночной экономике, готовился к кризису. Поэтому мы вели большие наборы, открыли колледж, чтобы в момент наступления кризиса мы за счёт количества обучающихся студентов сохраняли достойные доходы и могли жить хорошо. Мы прожили этот год благополучно - не просто без потерь, но с ростом доходов на 9%. Будущий год у нас, вероятнее всего, будет также бездефицитный, но года через два мы начнём заметно чувствовать ухудшение финансового положения. Надо осознать это сейчас и предпринять сверхусилия для того, чтобы преодолеть эту ситуацию и выйти из неё лучшим образом. Возможен ли выход? Возможен. Чудо - внутри нас. Его никто не совершит извне. Внешняя среда - угрожающая, она нам не благоприятствует. Все надежды на внутренний ресурс. А это - люди. Их ум, знания, опыт, воля и энергия, с которой они будут реализовывать точно определённые задачи. Всё зависит от нас - и от меня тоже. Все мы, каждый на своём рабочем месте, стараемся делать работу лучше, придумываем новые вещи, которые не делали вчера, позавчера, и будем придумывать дальше. В конечном счёте, всё будет хорошо.
Это мобилизационный этап в развитии нашего ВУЗа. Мобилизация - это сосредоточение всех сил на достижение заданного результата. А результат простой - мы должны жить благополучно, и студенты наши должны получать образование не хуже, а лучше, чем то, которое они получали до этого, и которое они получили бы в других вузах. С таким настроением и надо работать.
Я думаю, что наша Звезда взошла над Вешняками, как в нашем Гимне поётся, уже давно она светит и будет светить ещё ярче!
Корр.: - Девиз университета «Вера. Надежда. Любовь». Вы сочиняете стихи, у сотрудников и студентов есть диски, где Вы поёте «главные песни о старом» и новые, в том числе, написанные на Ваши стихи знаменитыми композиторами Евгением Крылатовым, Марком Минковым, Владимиром Шаинским, Георгием Мовсесяном. Гимн МосГУ на Ваши стихи занял 1-е место на Всероссийском конкурсе вузовских гимнов… Публикуете ежегодно десятки научных статей, издаёте по две-три монографии. Руководите крупным вузом. У Вас масса общественных обязанностей. Когда успеваете? Всё же есть в этом что-то удивительное, необычное…
И. И.: - Что ж тут удивительного? Университет – моя жизнь, моя судьба. Я люблю университет. Думаю, то же самое скажет большинство работающих и учащихся в нём. Но дело не в словах. Я люблю университет действенно – отдаю ему весь свой ум, знания, силы и способности, которыми обладаю. Словом и Делом, стихами и песней я хотел бы разрушить стены и другие препоны, существующие между людьми. Служение другим – это Любовь в рабочей одежде…
Как и многие мои коллеги, я не просто работаю в университете, я здесь живу. Здесь я с раннего утра до позднего вечера. А в выходные дни, вот как сейчас, пишу об университете и российском образовании. Безмерно уважаю большинство тех, с кем работаю, кто подчиняется мне по службе, а по сути дела – мои задушевные друзья. С великим почтением отношусь ко всем нашим студентам уж только за то, что они выбрали наш университет из сотен других вузов. И буквально преклоняюсь перед талантами и способностями тех из них, кого знаю как отличников учёбы, певцов, танцоров, спортсменов, делаю, что могу, для их блага. Любовь – это не только страсть, но и безмерная самоотдача, самоотречение и растворение в предмете своей любви!
И. Ильинский,
ректор Московского гуманитарного
университета, профессор