- Игорь Михайлович, когда идея о создании Колледжа была впервые озвучена Вами, некоторые из Ваших коллег не только не поняли её, но и приняли в штыки. Как удалось преодолеть неприятие?
- Стоит сказать, почему были негативные настроения. Дело в том, что в ту пору, в начале 90-х, реформы образования в России велись по схемам и рекомендациям Всемирного Банка. Это было завязано на кредиты, которые бесконечно брало российское правительство за рубежом и в том же Всемирном Банке, Международном валютном фонде. А Всемирный Банк рекомендовал закрывать средне-профессиональные учреждения, педагогические ВУЗы. Это объясняется тем, что тогда эти «ребята» (глобализаторы), приходя в какую-либо страну, первое, что делали - рушили экономику, производство, промышленность. И рушат её сейчас. Само собой возникает вопрос - зачем готовить рабочих, техников, мастеров? Это были концептуально и логически связанные вещи. Шёл процесс тотального закрытия средне-профессиональных учебных заведений. На этом фоне мои призывы к тому, что надо, наоборот, открывать такое заведение, выглядели абсурдными. Я же исходил из того, что рано или поздно Россия, страна с огромным сырьевым потенциалом, будет развивать производство и промышленность. Гуманитарную сферу тоже. Это был шаг, направленный в будущее. Кроме всего прочего, я руководствовался узкопрагматической задачей: институту было необходимо структурное подразделение, которое, с одной стороны, гарантировало бы нам определённое количество стабильно поступающих в наш вуз студентов. Второе: чтобы это было качественное ядро студентов. За 3 года обучения в Колледже мы имели возможность с ними хорошо поработать, а они, со своей стороны, - понять уровень требований, который существует в нашем вузе, проявить себя в учёбе. Это были главные мотивы. В итоге решение об открытии Колледжа было принято. Надо сказать, он довольно медленно развивался. Не было, в частности, помещения, где бы он мог разместиться. Первые годы Колледж занимался в корпусе А, потом приспособили 19 корпус... Это, конечно, мешало хорошей организации учебного процесса, а набор в университет рос, и свободных зданий для Колледжа (а мы имели в виду, что учиться у нас будет не менее 1000 человек) у нас просто не было. Тогда пришла мысль отремонтировать 11 корпус. Это был огромный сарай площадью 11 000 кв.м, служивший хозяйственной зоной. Была поставлена задача: сделать на этой базе помещение для Колледжа. Когда строители познакомились с состоянием дел, то сказали, что отремонтировать здание невозможно. Но я сказал: «Нет ничего невозможного. Надо приложить ум, энергию и волю». Мы строили Колледж в 2 очереди, за 2 года; работа шла трудно, были вложены большие деньги. Но теперь наш Колледж имеет одно из лучших помещений в Москве.
- Как рос и развивался Колледж все эти годы? Университет для него – старший брат?
- Процесс становления отношений внутри организации, между людьми всегда вещь непростая. Требует времени и активных, продуманных действий с обеих сторон. Было время, когда Колледж находился на положении даже не младшего брата, а пасынка. Многие считали так: «Что-то где-то существует за оградой. Колледж? Ну и пусть существует». Но задача-то стояла, что это наш резерв, мы должны ему помочь стать таким, каким мы хотим его видеть. Положение вещей менялось год от года. Появилась Стельмах Татьяна Игоревна, которая много сделала, чтобы повернуть университет лицом к Колледжу. Но кардинально изменилась ситуация с приходом Первого проректора Олега Игоревича Ильинского. Он на ректоратах жёстко выступал по этому поводу. С деканами не раз беседовал. Некоторые факультеты работают с Колледжем так, как надо, скажем, факультет рекламы, поэтому к ним абсолютное большинство выпускников Колледжа поступает на обучение по сокращённой программе. Сейчас всё более - менее сносно. Не скажу, что ситуация идеальная, по-прежнему целый ряд факультетов мало работает с Колледжем, но, по-моему, сдвиг серьёзный. Каждый год до 80% выпускников Колледжа поступают к нам.
- Студенты Колледжа, перейдя учиться в университет, действительно составляют его элиту?
- Надо сказать, что в Колледж приходит очень много талантливой молодёжи, способной к учёбе. Они уже на 1-2 курсах, будучи на несколько лет моложе наших студентов, показывают прекрасные результаты в учёбе, активно участвуют в спортивных соревнованиях, в культурно-массовых мероприятиях: Катя Дикань, Яна Гук, которая сейчас руководит вокальной студией, братья Конченко - Антон и Саша, я ими просто любуюсь, очаровательные ребята… Карина Клевцова, красавица, прекрасно танцует; Ирина Гражданова, серебряная медалистка по плаванию на Паралимпийских играх. Это всё удивительные люди. Перечень их можно продолжить. Есть прекрасные преподаватели, влюблённые в своё дело.
Я думаю, что своё 10-летие Колледж встречает в хорошем состоянии и настроении, с хорошими достижениями, и у него хорошее будущее. Тем более, что наше правительство в надежде на то, что экономика станет подниматься и реальное производство будет развиваться, поняло, кажется, что надо готовить специалистов среднего звена.