Моим внукам —
Денису, Фёдору и Алешеньке,
моей внучке Машеньке
с любовью, верой и надеждой
на счастливое будущее
ПОСВЯЩАЮ
Надеюсь, что среди прочитавших эту книгу я найду союзников. Убежден, что будет достаточно много и тех, кто не согласится с моими взглядами. Но то и другое возможно лишь тогда, когда книга будет прочитана. Сейчас же я хочу сделать одно общее замечание для тех, кто только взял ее в руки и ознакомился с содержанием.
Может показаться, что в книге об образовании целый раздел — первый и довольно объемистый — лежит в стороне от темы, в нем рассматриваются общие проблемы развития человека, будущего. Дело в том, что человек, коснувшийся сущности и содержания образования, тут же оказывается перед множеством тех самых «общих» вопросов («что это?», «почему?», «ради чего?»), которые так не нравятся многим «специалистам». Но избежать их невозможно.
Знаменитый американский философ и педагог Дж. Дьюи заметил: «Если мы готовы увидеть образование как процесс формирования эмоционального и разумного отношения к природе и другому человеку, то всю философию можно считать общей теорией образования».
Иными словами, рассуждения об образовании самом по себе, вне связи с обществом и действующей парадигмой его развития, абсолютно бессмысленны. Более того, не избежать здесь и вопроса о том, в каком направлении должно бы двигаться общество, исходя из требований неудовлетворяющей нас действительности, поскольку любой изучаемый объект (в данном случае — система образования) является частью (звеном, элементом) системы более высокого уровня. Если мы говорим об отечественном образовании, то это реальное российское общество и концепция его развития, которые создают совершенно определенные условия для функционирования образования, в частности предопределяют его миссию, цели и задачи, структуру и содержание. И если исследователя не устраивает реализуемая философия и идеология развития общества, то, взявшись за рассуждения об образовании, он вынужден (именно вынужден!) либо конструировать свою собственную теорию, либо присоединиться к какой-либо иной, уже известной концепции общественного развития. В любом случае он должен объяснить свой выбор, привести аргументы в его пользу, что я и делаю в первом разделе книги.
Однако проблемы на этом не заканчиваются: российское общество, в свою очередь, является звеном общемировой системы, подвержено общецивилизационным системным законам, которые, в зависимости от того, насколько прочными являются связи российского государства и общества с мировой экономикой, политикой, культурой, накладывают свои ограничения или стимулируют их развитие в сторону общепланетарного движения. Это требование в полной мере относится и к системе российского образования.
Вновь возникает вопрос о парадигме развития, но теперь уже не России, а мирового сообщества (при всей условности этого понятия), а также вопрос о соответствующей общемировой парадигме развития образования. Отвлечься от этих ограничивающих наши размышления обстоятельств можно лишь в том случае, если речь вести об «особом» российском пути. Я не сторонник такого подхода. Как и у каждой страны, у России своя историческая стезя, но вовсе не исключительная. Другое дело, в какой мере развитие нашей страны согласуется с общемировыми тенденциями и как отнестись к ним: что принять, а что отвергнуть, сколько «своего» мы вносим в общекультурный процесс, как влияем на него.
Но и это не все. Человеческая цивилизация является звеном системы еще более высокого порядка — биосферы. Хочет того или нет современное человечество, ему уже приходится учитывать те ограничения, которые накладывают на его деятельность (экономику, политику, демографию, науку, образование, культуру) и взгляды по поводу будущего законы окружающей среды. Так мы оказываемся буквально на космическом уровне размышлений, действительно в заоблачных высотах абстракций.
Конечно, можно было бы адресовать читателя к специальной литературе. Но ее сегодня так много, что в ней чрезвычайно просто «заблудиться» (что читать?), осилив несколько книг, так ничего и не понять: что ни автор (или группа авторов), то своя точка зрения. Поэтому я и взял на себя труд представить обобщенный взгляд на общемировую ситуацию и новую концепцию развития человечества, основанный на выводах наиболее авторитетных ученых и международных организаций.
Одним словом, весьма критически относясь к тем представлениям о нынешней ситуации в мире и будущем человечества, которые доминируют в американо-европейской цивилизации и умах многих российских ученых и политиков, я вынужден был начать свои размышления об образовании с рассмотрения глобальных проблем развития «вообще». В конечном счете читатель вправе их опустить, хотя без этой общей части логика моих «педагогических» рассуждений во многих случаях может быть не совсем понятной.
Я намерен продолжить работу по данной теме и буду благодарен за замечания, особенно по поводу тех слабых мест, которые вижу и сам. Но события торопят. Сейчас важно понимание не только происходящего, но и того, чтó мы не понимаем; знание не только того, «что делать?», но и чего делать нельзя ни в коем случае; не только быть сильным и быстро двигаться, но знать, зачем нужна сила и туда ли движемся, куда дóлжно двигаться.
Иными словами, представленное в книге иногда надо воспринимать и как знание о незнании. Бывает, что вопрос важнее и труднее ответа.
И. Ильинский