Происходящее в мире трагично, ибо поведение современных людей абсурдно. А значит, будущее причем самое ближайшее грозит человечеству гибелью. Такие мысли приходят в голову по прочтении «Образовательной революции» - новой книги Игоря Ильинского, доктора философских наук и ректора Московской гуманитарно-социальной академии. Это не размышления на тему “кто виноват”, это попытка ответить на другой, не менее знаменитый вопрос «что делать?». Пробудить в нас чувство ответственности или хотя бы самосохранения, обострить наше отношение к самим себе или… Избежать это «или», обратившись только лишь к собственному историческому опыту, сейчас, увы, не востребованному? Или есть и другие пути.
Ответ гениально прост: в корне поменять всю мировую систему образования, совершить революцию в умах. Думаете - нереально? Не спешите с выводами, тем более сам автор уверяет: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория». А против его теории образования всесторонней личности не погрешишь: в ее основе такие вечные ценности, как базовые - гармония и мера. Кажется, именно к такому - основанному на принципе «золотой середины» - воспитанию и предлагает вернуться Ильинский.
Мы привыкли к тому, что в школе и вузе нас пичкают набором отдельных знаний, навыков и умений. Так вот, учит философ, надо не фаршировать студенческие головы разрозненной информацией, а учить нас с вами видеть и понимать картину мира в целом. Как это сделать? Как достигнуть совершенства? Ответы на эти и другие вопросы - в книге: начиная с подсказки, как расширить интеллектуальные и творческие способности, и заканчивая практическими советами, какие дисциплины изучать. А изучать, по мнению Ильинского, надо не только и не столько естественные и прикладные науки, сколько гуманитарные. Например, социальную философию, ибо она учит тому, «что надо делать» во избежание всемирной катастрофы, и историю - науку о том, «чего делать не надо». Плюс к этому вузовское расписание предлагается разбавить совершенно новыми и неизвестными нам предметами: глобалистикой (наука о взаимопонимании между разными нациями), синергетикой («диалог» человека с природой), герменевтикой (наука о понимании и доверии, не путать с философским течением) и этикой. Словом, "новая школа" призвана воспитать не просто специалиста, а человека с большой буквы. Ибо, убежден философ, чем шире гуманитарные знания, тем мягче и сговорчивее общество по всем мнениям.
Можно сколько угодно спорить с новой концепцией образования, но одно очевидно уже сейчас: монография Ильинского - конкретный ответ на все вопросы, связанные с «грозящими» в скором времени ГИФО и ЕГЭ. Если хотите, это альтернатива. Кстати, критике ГИФО, а заодно дистанционного и открытого образования автор посвятил аж целых пять глав - эмоциональных и живых, читаются на одном дыхании. Как, впрочем, и вся книга, написанная доступным языком, поскольку адресована она не только специалистам, но и широкому кругу читателей, прежде всего молодежи. А кому еще, как не нам, новому поколению, предназначено открыть загадочное «Письмо из будущего...», предусмотрительно «вложенное» автором между 125 и 134-й страницами?