В коллективной монографии, подготовленной Институтом гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, дается обобщенная характеристика перспективных направлений развития гуманитарного знания, анализируются современные проблемы социологии, антропологии, культурологии, филологии, биоэтики, социального проектирования и других гуманитарных наук и научных дисциплин. В монографии рассмотрена тема ученого-гуманитария и охарактеризован вклад в развитие гуманитарных наук И. М. Ильинского, 70-летию которого авторы посвятили свое исследование.
ИГОРЮ МИХАЙЛОВИЧУ ИЛЬИНСКОМУ | 3 |
ВВЕДЕНИЕ (Вал.А. Луков) | 5 |
Раздел 1. УЧЕНЫЙ-ГУМАНИТАРИЙ: ФУНКЦИЯ ДЕМИУРГА |
Глава 1. ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК НАЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ | 11 |
§1. Перспективы человека: современные дискуссии (Вал.А. Луков, Б.Г. Юдин) | 11 |
§2. Аксиология гуманитарного знания и проблема субъектности (Вал.А. Луков) | 31 |
§3. Миссия интеллигенции в современном российском обществе (Вал.А. Луков) | 37 |
§4. Ученый-гуманитарий как носитель социального идеала (А.Б. Тарасов) | 47 |
§5. Ученый-гуманитарий и научное сообщество: феномен ко-биографии (Вал.А. Луков) | 58 |
Глава 2. УЧЕНЫЙ В ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ: ПОРТРЕТ ИГОРЯ МИХАЙЛОВИЧА ИЛЬИНСКОГО | 69 |
§1. Масштабы личности и мера достигнутого (Вал.А. Луков) | 69 |
§2. Концептуальность исследований молодежи (Вал.А. Луков) | 76 |
§3. Образование для XXI века: формула успеха (С.И. Плаксий) | 94 |
Раздел 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ |
Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ — НОВЫЕ ЧЕРТЫ (Б.Г. ЮДИН) | 147 |
§1. Биологическое существо человека в культурном измерении | 147 |
§2. Человек и социальные институты | 169 |
§3. Концепция человеческого потенциала | 175 |
§4. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям | 187 |
§5. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной | 214 |
Глава 4. ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗМА (ВАЛ.А. ЛУКОВ) | 238 |
§1. Гуманитарные науки и процветание общества | 238 |
§2. Гуманизм и парадигмы воспитания в глобальном обществе | 246 |
§3. Проектирование гуманитарного познания | 265 |
Глава 5. НОВОЕ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ | 276 |
§1. Гуманитарные науки в современной России: состояние и перспективы развития в оценке РГНФ (Ю.Л. Воротников) | 276 |
§2. Региональный аспект в исследовании социальных процессов современной России (Ч.К. Даргын-оол) | 290 |
§3. Аристотелианский поворот в социальной этике (Г.Ю. Канарш) | 298 |
§4. «Языковая картина мира»: трактовка понятия (Ю.Л. Воротников) | 316 |
§5. Новые информационные технологии и филологические науки (Н.В. Захаров) | 320 |
§6. Духовная жизнь человека: современный опыт научного осмысления (религиозное литературоведение) (А.Б. Тарасов) | 331 |
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | 348 |
§1. Концепция «справедливого общества» в гуманитарных науках (Г.Ю. Канарш) | 348 |
§2. Социальная справедливость как проблема биоэтики (Б.Г. Юдин) | 362 |
Раздел 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ |
Глава 7. УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА | 368 |
§1. Мировая университетская культура (Вл.А. Луков) | 368 |
§2. Университет, ученый, студент: российская и западная парадигмы (Н.В. Захаров) | 382 |
Глава 8. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ | 400 |
§1. Высшее образование и проблема человеческого потенциала России (Б.Г. Юдин, Вл.А. Луков) | 400 |
§2. Тема высшего образования в новейшей российской научной литературе (В.А. Гневашева, Вал.А. Луков) | 407 |
§3. От обучения к науке: присуждение ученых степеней в России и за рубежом (Ч.К. Даргын-оол, Н.В. Захаров) | 419 |
§4. Справедливость в системе высшего образования в России и на Западе: анализ современных тенденций (Г.Ю. Канарш) | 433 |
Раздел 4. НАУКА О МОЛОДЕЖИ: ПОНИМАНИЕ БУДУЩЕГО |
Глава 9. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ | 444 |
§1. Исследование молодежной проблематики в России (Вал.А. Луков) | 444 |
§2. Особенности молодежного рынка труда в России (В.А. Гневашева) | 463 |
§3. Молодежные субкультуры в современной России (Вал.А. Луков) | 478 |
§4. Русская национальная идентичность в молодежной среде (О.О. Намлинская) | 506 |
Глава 10. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ И СМЕНА ЭПОХ (Вал.А. Луков) | 527 |
§1. Методологические и методические вопросы исследований межпоколенческих социокультурных различий | 527 |
§2. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России | 535 |
Раздел 5. ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ |
Глава 11. ТЕЗАУРУСНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ | 557 |
§1. Теория тезаурусного подхода (Вал.А. Луков, Вл.А. Луков) | 557 |
§2. Тезаурусные константы мировой культуры (Вл.А. Луков) | 565 |
§3. Тезаурусные структуры понимания нового содержания: жанры, жанровые системы, жанровые генерализации (Вл. А. Луков) | 580 |
§4. Применение тезаурусного подхода к комплексной характеристике эпох (Вл.А. Луков) | 593 |
§5. Преемственность тезаурусов: шекспировский тезаурус Пушкина (Н.В. Захаров) | 603 |
§6. Моделирование тезаурусов: мир праведничества в тезаурусной парадигме Л.Н. Толстого (А.Б. Тарасов) | 609 |
Глава 12. ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (ВАЛ.А. ЛУКОВ) | 625 |
§1. Историческая психология: возможности тезаурусного подхода | 625 |
§2. Тезаурусная концепция социализации | 638 |
§3. Тезаурусная концепция социального проектирования | 649 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Вал.А. Луков, Вл.А. Луков) | 671 |