14–16 ноября 2019 года в Московском гуманитарном университете проходила юбилейная — XV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», которая была посвящена теме «Роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений».
Во вступительном слове на пленарном заседании 14 ноября 2019 года ректор МосГУ доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский
поприветствовал собравшихся участников, слушателей, учащихся университета. Он рассказал о главной идее конференции, которая вот уже пятнадцатый раз собирает в стенах МосГУ специалистов в области образования и позволяет обсудить важнейшие проблемы отрасли. В этом году главной темой была избрана проблема роли гуманитарного образования в современных условиях технологических изменений, в том числе цифровизации. И. М. Ильинский полагает, что гуманитарное образование должно выступать «гуманитарным щитом» для общества и, в частности, для подрастающего поколения, поскольку социокультурные изменения несут в себе как положительные, так и негативные последствия и риски.
Доклады пленарного заседания также были посвящены проблемам цифровизации и технологизации, которые влияют на социокультурные процессы и могут трактоваться по-разному.
Главный редактор журнала «Свободная мысль», директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации» доктор экономических наук, действительный член РАЕН М. Г. Делягин
подчеркнул, что в современных условиях меняется тип личности — она становится пластичной, мозаичной. И эти изменения связаны не столько с цифровизацией, сколько с опытом повседневной жизни и особенностями практик чтения. По словам М. Г. Делягина, современные люди могут придерживаться двух противоречивых мнений, демонстрируя тем самым мозаичность личности. На выборах выигрывают теперь партии, которые не отстаивают интересы электората, а которые апеллируют к эмоциям. Люди также не воспринимают слишком длинных фраз, текстов. Изменилась система восприятия информации, изменился характер восприятия реальности.
Главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации К. К. Колин представил список новых задач, которые встают перед обществом и наукой как результат разворачивания и воздействия научно-технической революции. Более того, по его словам, это не просто одна революция, это синергетика сразу трех революций, связанных с интеграцией технологий. В этих условиях важно формирование стратегий развития стран, в том числе и решение проблем интеллектуальной безопасности, проблем перестройки образования, модернизации педагогики.
Заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН доктор физико-математических наук, профессор Г. Г. Малинецкий выступил с докладом о проблемах проектирования будущего, которое на сегодня не имеет серьезной научной основы. Имеющиеся стратегии научно-технического развития страны, по его словам, содержат необоснованные и недостижимые цели. Кроме того, в России реализуется невиданный эксперимент, когда «мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего». Острая нехватка идей, которые подпитывали бы важные стратегические проекты, связана, как он считает, с отсутствием тесных связей с гуманитариями. Именно это Г. Г. Малинецкий назвал огромной бедой России, отмечая ценность усилий учёных Московского гуманитарного университета.
Проректор по научной работе МосГУ доктор педагогических наук, профессор Л. В. Романюк выразила солидарность с докладчиками. Она напомнила всем об идеях ректора МосГУ И. М. Ильинского, высказанных им в работе «Образовательная революция» 2002 года. С тех пор прошло семнадцать лет, но оценка Происходящего как абсурда сохраняет свою актуальность. Внятный ответ на ситуацию, по ее мнению, способна дать только гуманитарная наука, а также образование, которое способствует формированию осознанной картины мира.
Директор Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, руководитель Центра методологии и информации Института динамического консерватизма кандидат исторических наук А. И. Фурсов обозначил свое видение на происходящее в свете ведущейся психоисторической войны. Так он определил целенаправленное долговременное воздействие на общественное сознание определенной группы с целью навязать чуждые мысли, ценности и пр. Это более ёмкое понятие, чем информационная война, о которой все знают.
Опыт системы образования иного государства, её проблемы и перспективы обозначил в своём докладе заведующий кафедрой современной истории Казахстана и мировоззренческих дисциплин Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана доктор философских наук, профессор З. С. Айдарбеков.
Проректор по инновационному развитию Московского гуманитарного университета кандидат педагогических наук Н. И. Ильинская рассказала об идее «устойчивого развития» ООН, которая нашла свое воплощение в экологическом проекте «Зелёный университет», реализуемом в МосГУ.
Заведующий кафедрой мировой культуры Московского государственного лингвистического университета доктор философских наук, профессор И. В. Малыгина констатировала смещение на периферию общественной жизни гуманитарных ценностей под натиском тенденций техноцентризма. Соответственно, нынешнюю культурную ситуацию она обозначила термином «посткультура», который является скорее образом, метафорой.
Не менее острыми и актуальными были выступления заведующего кафедрой международных отношений и дипломатии МосГУ доктора исторических наук, доцента Н. Н. Платошкина
(о либерализме и его отражении в системе российского образования), директора Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ доктора философских наук, доктора культурологии, профессора А. В. Костиной (о проблемах искусственного интеллекта в сфере образования), а также директора Центра исследований духовной культуры и идеологии ИФПИ МосГУ О. Н. Четвериковой
(о гуманитарной составляющей высшего образования).
Директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций ИФПИ МосГУ доктор философских наук, профессор В. А. Луков поделился своим видением Русского интеллектуального клуба как научного и образовательного проекта.
Всего для участия в XV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» зарегистрировались 464 человека. В их числе: 12 академиков Российской академии естественных наук, Международной академии наук, других государственных академий и общественных международных академий, 5 заслуженных деятелей науки и деятелей культуры Российской Федерации, 2 заслуженных художника России, 13 ректоров и проректоров вузов, директоров и заместителей директоров НИИ и научно-исследовательских центров, 4 декана и заместителей деканов факультетов российских вузов, 48 заведующих кафедрами вузов и руководителей подразделений научно-исследовательских институтов, 109 докторов наук, 158 кандидатов наук. Все они 14–16 ноября приняли участие (очное и заочное) в работе семнадцати секций и двух круглых столов конференции, на которых были обсуждены различные аспекты основной темы конференции.
Традиционно обширна география конференции. В этом году участники представили 26 российских городов, таких как: Москва, Белгород, Брянск, Западная Двина, Иркутск, Казань, Киров, Ковров, Муром, Магнитогорск, Норильск, Новокузнецк, Оренбург, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Саранск, Симферополь, Севастополь, Салехард, Тирасполь, Тольятти, Чебоксары, а также городов Московской области: Балашиха, Одинцово, Дубна. В конференции приняли участие представители 7 зарубежных стран: США, Турция, Казахстан, Польша, Болгария, Япония и Китай.