3–5 декабря 2015 г. в Московском гуманитарном университете проходила XII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», которая была организована при поддержке и участии Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Департамента образования города Москвы, Института философии РАН, Института психологии РАН, Института социологии РАН, Центра образовательных технологий, Национального союза негосударственных вузов, Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Международной академии наук (IAS).
С 2004 г. это уже двенадцатая конференция, организованная Московским гуманитарным университетом с целью согласования позиций в научном и образовательном сообществе относительно стратегии образования в условиях новых глобальных возможностей и рисков. За прошедшие годы конференция стала признанным форумом, где обмениваются мнениями, высказываются острые суждения, ведется полемика. В двенадцати конференциях в общей сложности приняло участие около 6000 человек, включая представителей федерального правительства, руководителей комитетов Госдумы и Совета Федерации ФС, властей Москвы, руководителей институтов РАН и РАО, ректоров, деканов, заведующих кафедрами более 120 вузов страны, академиков РАН и других академий, докторов наук, профессоров, заслуженных деятелей науки РФ, директоров школ, преподавателей, учителей, аспирантов и студентов, а также иностранных коллег. Всего в двенадцати конференциях «Высшее образование для XXI века» приняли участие представители более 60 городов России и 34 стран мира.
Конференция 2015 года, как и в прошлые годы, проходила в различных формах. Кроме пленарного заседания, в течение трех дней были проведены 4 «круглых стола, 7 секций, 2 симпозиума конференции, посвященных различным аспектам высшего образования — философским, социологическим, экономическим, психологическим, педагогическим, культурологическим, историческим и другим, а также конференция аспирантов.
Открывая пленарное заседание, ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, президент Национального союза негосударственных вузов И. М. Ильинский подчеркнул важность решение проблем не только высшего образования в стране, но и общих проблем воспитания, развития человеческого потенциала, культуры мира.
О новой стратегии ООН в области устойчивого развития и гуманитарных проблемах глобальной безопасности говорил главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, вице-президент Аналитического центра стратегических исследований «СОКОЛ», доктор технических наук, профессор К. К. Колин.
Коммуникативная и культурно-охранительная функции российского гуманитарного образования в условиях глобальной конкурентной борьбы стали темой доклада заведующего кафедрой социальной философии Российского государственного гуманитарного университета, доктора философских наук, профессора Е. Н. Ивахненко.
Актуальная проблематика обострения отношений России и стран Запада и задач образования в этих условиях была представлена в докладе директора Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, директора Института системно-стратегического анализа, кандидата исторических наук А. И. Фурсова.
Зарубежные коллеги — доктор философских наук, профессор Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай Хана Зейнабил Айдарбеков, первый секретарь Посольства Кубы в РФ Карраско Даниэль, аккредитованный представитель Университета Наварра (Испания) Гаете Магдалена — представили проблемы и перспективы развития высшего образования в своих странах, приглашая к активному сотрудничеству и академическому обмену.
Директор Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А. Л. Журавлев рассказал об основных проблемах и направлениях развития психологической науки в сотрудничестве с образованием в России.
Итоги работы по проекту «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом» представила участникам конференции проректор по инновационному развитию Московского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук Н. И. Ильинская.
Ее выступление дополнили основатель образовательной компании Rebrain (Россия) М. Г. Глушков и независимый консультант, кандидат экономических наук Н. Н. Ермошкин, показавшие проблемы онлайн-образования и пути их решения.
Завершилось пленарное заседание конференции выступлением директора Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктора философских наук, профессора Вал. А. Лукова, который обозначил новые тенденции в развитии высшей школы в свете принятой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года и новых решений в области государственной молодежной политики.
Всего для участия в конференции зарегистрировались около 500 человек. В их числе 24 академика, члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии образования, других государственных академий и общественных международных академий, 8 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 37 ректоров и проректоров вузов, директоров НИИ и научно-исследовательских центров, 15 деканов факультетов российских вузов, 56 заведующих кафедрами вузов и руководителей подразделений научно-исследовательских институтов, 112 докторов наук, 139 профессоров.
География конференции расширяется. Если в прошлом году участники конференции представляли 16 городов России, то в этом году — 26, а именно: Анадырь, Астрахань, Белгород, Волгоград, Вологда, Екатеринбург, Иркутск, Калуга, Киров, Краснодар, Магнитогорск, Орел, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Сыктывкар, Томск, Тюмень, Улан-Удэ, Чебоксары, Челябинск.
В конференции участвовали представители 11 зарубежных стран — Австрии, Беларуси, Великобритании, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Кубы, Молдовы, Польши, США, Украины.
В рамках конференции значительное число выступлений было посвящено проблемам молодежи и молодежной политики. В частности в секции «Социология образования» были представлены итоги исследований по таким проблемам, как технологии самообразования российской молодежи (Н. А. Селиверстова), социальный статус студенчества (М. С. Короткова), осознания студентами социальной ценности здоровья (Е. П. Пчелкина), формирования потребительской идентичности у девочек-подростков (Н. В. Васильева) и др.
В секции «Проблемы исторического образования», среди прочего, обсуждались доклады «Молодежное сознание и “новая” мифология: проблемы взаимодействия» (А. А. Королев), «Штрихи к портретам поколений: победители, дети, внуки, правнуки» (О. Г. Жукова), «Роль современного исторического образования в исторической памяти учащихся» (Ю. В. Павлова).
На симпозиуме «Высшее образование и развитие человека» были представлены доклады «Новая стратегия развития воспитания и ее биосоциологический контекст» (Вал. А. Луков, А. В. Павлов), «Персональная модернизация: определение понятия и подходы» (Ч. К. Ламажаа), «Детство как объект биополитики» (О. В. Попова), «Инновационное мышление молодежи как фактор формирования социально-активной личности» (Е. Л. Буслаева), «Подходы к развитию трансфессионализма молодежи» (А. Б. Фокина).
Симпозиум «Тезаурусный анализ мировой культуры» включал обсуждение проблем социализации (А. И. Ковалева), персональных тезаурусов (Н. В. Захаров, А. Н. Свалов), применения тезаурусного подхода в различных областях гуманитарного знания и др.