30 октября 2014 г. в Московском государственном университете прошел X съезд Российского Союза ректоров. В утренней части программы работали шесть тематических секций. Ректор Московского гуманитарного университета профессор Игорь Михайлович Ильинский выступил в рамках секции «Гуманитарное образование и воспитание». И. М. Ильинский обратил внимание участников съезда на некорректное словосочетание в названии секции, так как согласно статьи 2 закона «Об образовании в РФ» «образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». В новом законе из 111 статей нет ни одной статьи о воспитании, а слово «воспитание» встречается в нем всего восемь раз. Действующий закон — это не закон «Об образовании», а закон «Об обучении».
Далее состоялось пленарное заседание, в котором принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин. На пленарном заседании также выступили: Виктор Антонович Садовничий ректор Московского государственного университета, Ильшат Рафкатович Гафуров – ректор Казанского федерального университета, Алина Афакоевна Левитская – ректор Северо-Кавказского федерального университета, Владимир Алексеевич Зернов – ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов, Николай Михайлович Кропачев – ректор Санкт-Петербургского государственного университета, Александр Леонидович Шестаков – ректор Южно-Уральского государственного университета, Сергей Николаевич Иванченко – ректор Тихоокеанского государственного университета.
От имени участников секции «Гуманитарное образование и воспитание» выступил один из её модераторов — ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Афакоевна Левитская: «Не очень корректно сформулирована тема секции «Образование и воспитание», потому что мы с вами знаем, что образование — это неразрывно связанные учебный и воспитательный процессы».
На секции было высказано множество серьезных предложений, связанных с необходимостью внесения в действующий закон об образовании и действующие образовательные стандарты существенных изменений, Рассматривались и вопросы философии, идеологии образования, и даже проекты современной детской игрушки – все, что влияет на воспитание детей и молодежи. А. А. Левицкая сообщила о договоренности участников секции создать две большие группы для подготовки финального документа секции. Она отметила: «Когда мы видим, как в разных странах мира, и далеких, и у наших ближайших соседей, сотни тысяч молодых людей становятся слепыми орудиями в руках преступных политиков, то понимаем, что этим юношам и девушкам не была своевременно сделана особая воспитательная «прививка», – «прививка», которая укрепляет духовно-нравственный иммунитет, повышает общекультурный уровень, усиливает гражданскую зрелость и личную ответственность молодого человека перед семьей, перед обществом, перед страной, перед народом. И мы задавали себе вопрос во время всех этих обсуждений: а мы в наших университетах все ли делаем для воспитания новых поколений представителей национальной интеллигенции, новых поколений управленческих элит, носителей востребованных качеств? И сегодня от университетского профессионального сообщества, может быть, как никогда требуется разработка соответствующих технологий, которые позволят точно определять параметры, механизмы, методики воспитательного воздействия на личность молодого человека с учетом особенностей трех профилей его идентичности: этнической идентичности, региональной идентичности, общероссийской идентичности».
Подводя итоги съезда, В. В. Путин снова коснулся роли воспитания в современном образовательном процессе: «И в завершение. И Виктор Антонович об этом сказал, и коллега с Кавказа об этом говорила. Причём коллега Левитская отнесла эту работу – работу в гуманитарной сфере – к числу стратегических. Полностью с этим согласен. В чём дело? Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере».
По материалам: http://www.kremlin.ru/news/46892