Перед вами новый журнал. Он еще «вещь в себе» ему предстоит трудный путь вхождения в научное и педагогическое сообщество. Три его характеристики нуждаются в представлении.
Первая – это журнал, который встает в строй научных периодических изданий, сообщающих научному сообществу о результатах фундаментальных и прикладных исследований в области гуманитарных наук. Таких журналов на первый взгляд немало. Но практика показывает: только многообразие изданий, каждое из которых ведет свою линию в науке и этим вносит вклад в общее дело ее (науки) развитие, позволяет поддерживать жизнь научного и образовательного сообщества, поддерживать научный дискурс и интерес к нему в обществе.
Вторая характеристика нового издания состоит в том, что это научный журнал Московского гуманитарного университета. В развитии гуманитарных (как, впрочем, и всех других) наук огромную роль играют сложившиеся коллективы ученых. При необходимых условиях они могут перерасти в научные школы, и одним из условий является публикация научных трудов на регулярной и независимой от внешних факторов основе. Если говорить о Московском гуманитарном университете, то это вуз, который в этом году отмечает свое 60-летие, это флагман негосударственного высшего образования в России, собравший в своих стенах многих выдающихся ученых и формирующий научные школы в области гуманитарных наук. Более всего известна и признана научная школа социологии молодежи, сложившаяся в нашем университете, но за последние годы характер научных школ обретают и другие научные направления. Для университета наступил тот момент, когда труды работающих в нем ученых и труды тех ученых, с которыми он сотрудничает, могут публиковаться в специальном периодическом научном издании.
Наконец, третье, что нуждается в пояснении, – что скрывается за триадой «Знание. Понимание. Умение ». Почему именно такой состав главных слов, по которым будет узнаваться журнал Московского гуманитарного университета, вынесен в его заглавие?
Мы поставили перед собой амбициозную задачу перестройки высшего образования в отдельно взятом вузе. Иначе говоря, негосударственный статус нашего вуза позволяет нам, не нарушая требований государственного стандарта, экспериментировать в образовательном поле во всем, что находится за пределами понимания государством смысла и содержания высшего образования. В этом ключе мы не только в практике преподавания, но и в научном осмыслении гуманитарного знания и путей его передачи новым поколениям не хотели бы сохранять безусловную преданность лишь давней педагогической формуле ЗУН (знания, умения, навыки). Знаменитый ЗУН, конечно, не устраняется. Без знаний нет образования. Но, как известно, многие знания в нашу эпоху устаревают так быстро, что студент, не успев получить диплом, оказывается в положении малознайки, а то и незнайки. Человечество подошло к такому моменту своего развития, когда оно не успевает осознавать происходящее и адаптироваться к нему. Дело не только и не столько в количестве знаний, которыми владеет человек. Давно известно, что многознание уму не научает.
Конечный смысл образования – не знание, а именно понимание. Эта истина справедлива для всех времен, но сегодня проблема понимания остра, как никогда.
Понимание служит созиданию и в этом смысле является условием выживания человечества. Научные дискуссии по поводу проблемы понимания продолжаются многие столетия, но всякий раз, когда непонимание происходящего в обществе достигает критической точки, возникает потребность прорыва в постижении действительных смыслов социальных явлений и событий не только выдающимися учеными и политиками, но и массами, из которых они рекрутируются.
Темпы, скорость, сложность и масштабы событий и перемен, которые происходят сегодня во всех областях общественной жизни, превзошли нашу способность понимания происходящего как на коллективном, так и (тем более) на индивидуальном уровне. Речь не только об обыденном, но и о научном сознании; не только о миллиардах обывателей, но и тысячах тех, кто стоит во главе государств и правительств, политических и общественных, в том числе международных, организаций, ТНК и т. п., – всех, кто участвует в принятии судьбоносных решений.
Сущность кризиса понимания (я говорю о социальных процессах, о гуманитарной сфере), на мой взгляд, определяется в нескольких измерениях:
1. Мы все хуже понимаем происходящее в новейшей истории вследствие нарастания хаоса и абсурда.
2. Мы не понимаем, что мы не понимаем – и, прежде всего потому, что не хотим признать этот факт, не хотим понимать.
3. Мы не понимаем, что мы не понимаем. В обществе происходит много такого, что пока находится за пределами понимания.
4. Мы не понимаем, что мы должны понять. Нам известны многие вызовы и угрозы будущего. Но нет полного понимания их смертельной опасности, а потому нет предотвращающих ее адекватных действий.
Кризис понимания берет свое начало в избытке информации. Идти дальше в образовании и науке путем наращивания только компонента знаний бессмысленно. Это значит, что пониманию надо учить. Вуз должен через знание развивать мышление до стадии понимания. В этом и состоит назначение высшей школы. А если мы выпускаем в жизнь людей, нашпигованных специальными знаниями, но не способных разобраться в происходящем, – это не высшее образование.
Столь же актуальна проблема формирования умений. Хотя ЗУН не обходит этой задачи, это одна из проблемных областей современного высшего образования. Выпускник вуза слишком часто попадает в ситуацию, когда его многолетняя учеба ничего не может подсказать, чтобы принять правильное решение, выполнить поручение, нередко простое для специалиста. Много рассуждений о том, как формировать «умения и навыки», но пока здесь слишком мало ясности.
Мы будем так строить работу журнала, чтобы серьезность фундаментального знания не превращалась в самоцель, в то, что непонятно и практически бесполезно. Мы будем предоставлять страницы журнала для работ, посвященных теории и методологии гуманитарных исследований, современным проблемам высшего образования, актуальным вопросам науки и жизни. Мы будем публиковать материалы научных дискуссий, конференций, методологических семинаров, результаты прикладных исследований, научные разработки. Бок о бок в журнале окажутся работы виднейших российских и зарубежных исследователей и публикации молодых ученых...
Московский гуманитарный университет направлен в будущее – и журнал «Знание. Понимание. Умение» станет его визитной карточкой в научном и образовательном сообществе.