| Предисловие | 5 |
| Вступление. Абсурд происходящего | 9 |
| Часть I. Проблемы развития | 45 |
| Глава 1. Устойчивое развитие – новое миропонимание и мироустройство человечества | 47 |
| Глава 2. Глобализация по-американски – основной фактор неустойчивости развития | 82 |
| Глава 3. Человек – источник абсурда и надежды на истину | 96 |
| Глава 4. Письмо ныне живущим из Будущего, которого может не быть | 125 |
| Глава 5. Устойчивое развитие: утопия и категорический императив | 134 |
| Часть II. Общие проблемы образования | 155 |
| Глава 1. Что такое образование? | 164 |
| Глава 2. О мировом кризисе образования | 170 |
| Глава 3. ЮНЕСКО: «Учиться жить вместе» | 178 |
| Глава 4. Знание как источник абсурда происходящего | 188 |
| 1. Знание под прессом времени | 189 |
| 2. О горьких плодах воинствующего рационализма | 197 |
| 3. Знание под лезвием лжи | 205 |
| 4. Многознание без высшего образования? | 216 |
| Глава 5. Образовательная революция?... | 225 |
| 1. О новой миссии образования | 230 |
| 2. О предметности образовательной деятельности | 243 |
| 3. К новой системе ценностей | 248 |
| 4. К новой этике | 256 |
| Глава 6. О понятии “понимание” | 261 |
| Глава 7. О человекообразующем и обществообразующем знании | 279 |
| Глава 8. Образование на рынке услуг | 296 |
| Часть III. Образование другой России | 307 |
| Глава 1. Из новейшей истории реформы российского образования: как это было | 315 |
| Глава 2. Какая реформа образования нужна России? | 321 |
| Глава 3. Краткий экскурс в историю разгосударствления российского образования | 333 |
| Глава 4. Государственное именное финансовое обязательство (ГИФО) – второе пришествие ваучера | 346 |
| Глава 5. Об открытом и дистанционном “образовании” | 357 |
| 1.Что такое “открытое образование”? | 362 |
| 2.Открытое и дистанционное обучение в России | 370 |
| Глава 6. От какого наследства мы отказываемся? | 376 |
| Глава 7. Всемирная торговая организация (ВТО): стандартизация образования | 386 |
| Глава 8. Почему российское образование не следует преобразовывать в американское? | 393 |
| Глава 9. «Негосударственные» вузы: мифы и реальность | 411 |
| Заключение. О случайности абсурда и необходимости утопии | 441 |
| Послесловие | 461 |
| Приложения | 465 |
| Приложение 1. Декларация по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро (1992 г.) | 467 |
| Приложение 2. Сорос против Хайека | 474 |
| Приложение 3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию | 491 |
| Приложение 4. Цели устойчивого развития США | 502 |
| Приложение 5. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры | 504 |
| Приложение 6. Основные мероприятия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы | 528 |
| Приложение 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 рода | 534 |
| Приложение 8. Глобальные тенденции – 2015. Будущее мира и России в прогнозах разведки США | 570 |
| Приложение 9. Хартия Земли | 575 |