На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


И. Ильинский

ЗАЧЕМ ВСПОМИНАТЬ О ВОЙНЕ?

(выступление на митинге студентов и сотрудников
Московского гуманитарного университета
7 мая 2009 года, посвященном 64-й годовщине
Победы в Великой Отечественной войне)

Дорогие ветераны, студенты и сотрудники университета!

9 мая 2005 года мы торжественно открыли Мемориал участникам Великой Отечественной войны нашего университета: 188 фамилий 110-ти солдат, сержантов и старшин, 78-ми офицеров и 3-х генералов высечены на этой гранитной плите. На всех приходится 300 боевых орденов и 2000 медалей, две Золотые звезды Героя Советского Союза.

Мы соорудили этот Мемориал для того, чтобы в День Победы около него из года в год собирались те, кто работает и учится, будет работать и учиться; чтобы это происходило ежегодно и бесконечно долго.

Несколько дней назад я спросил одну из наших студенток: «Придёшь на митинг?» «Ой, не знаю, – сказала она. – Весна, хорошее настроение, любовь… Зачем вспоминать о войне?..» И упорхнула – юная и красивая.

Вот об этом, обращаясь, прежде всего к молодым, я и хочу сегодня сказать: зачем вспоминать о войне?

Когда собираются ветераны – понятно: «бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе сражались они». Но зачем это делать молодым? И станут ли они следовать этой традиции, когда уйдут из жизни ветераны?

Не простые вопросы! Память – очень хрупкая материя!

Посмотрите, что творится на постсоветском пространстве: в Эстонии и Латвии чествуют фашистов, на Украине – бендеровцев и эсэсовцев, в Узбекистане – 9 мая не День Победы, а День памяти и почестей, в Туркмении восемь лет назад День Победы отменили, в Молдавии на 9 мая назначили День Европы, в Грузии чествуют НАТО…

Да что говорить о бывших союзных республиках! В самой России к Дню Победы можно встретить, скажем так, «странное» отношение.

Буквально три дня назад мне позвонил мой близкий друг – просто так. Посудачили о том о сём. Он спросил, как буду я праздновать 9 мая. Я рассказал о нашем предстоящем митинге. И вдруг услышал: «А всё-таки довольно странное это дело – митинговать по поводу события, которому под семьдесят… Два поколения сменилось! Представь, тебя приглашают на митинг, посвященный войне 1812 года! Тоже, между прочим, Отечественной…» Я возразил. Друг мой, человек умный, быстро понял, что единомыслия не найдёт, свернул разговор.

А я, ошарашенный, ещё долго размышлял, как можно так думать? Да ещё высокообразованному человеку?..

Но если думается, то значит, можно! Почему? Друг мой родился и вырос в Башкирии, куда война не дошла. Что такое «война» на себе не испытал даже в той мере, как я… Никто из его семьи не воевал. И даже национальное чувство друга моего не задето: он татарин. Да, татары воевали и погибали, совершали геройские поступки, как воины других национальностей и народов страны. Но Молох войны не коснулся городов и сёл Татарстана и – слава Богу! А ещё – слава русскому народу, который принял главные удары войны на себя!..

А ещё… не стоит забывать, что татары (крымские) помогли немцам захватить Севастополь. Что на стороне фашистов воевали две калмыцкие дивизии. Что некоторая часть народов Северного Кавказа надела немецкую форму и воевала против Красной Армии. Что был такой предатель – Генерал Власов и власовцы. Были перебежчики, полицаи, старосты, чьи дети и внуки живут среди нас…

Разные судьбы людей, семей, да и народов в прошлом – разное отношение к войне, разной глубины историческое сознание.

Чем дальше 1941-1945 годы, тем больше появляется мифов, откровенной лжи и клеветы. Вот книжка бывшего мэра Москвы Гаврилы Попова «41-45 – одна война или три». Попов пытается доказать, что была не одна война, а целых три. Одну мы проиграли, так как не были к ней готовы, и виноват в этом Сталин. Вторая – Отечественная, когда поднялся весь народ. И третья – 1944-45 годы – «экспансия социализма» в Европе. Чем руководствуется бывший мэр в своих измышлениях, ради кого, ради чего старается, – знает только он. Если знает… А вот его «идея» поставить памятники генералам Власову и Краснову, более того – немецким солдатам, на мой взгляд, «тянет» на статью уголовного кодекса. Так хамски относиться к нашей Победе – преступление. Тех, кто лжёт и клевещет на нашу Великую Победу, надо судить и сажать в тюрьму.

«Самое удивительное свойство памяти, – говорил великий русский физиолог Иван Павлович Павлов, – забывать». Павлов имел в виду способность забывать «всё» – и хорошее, и плохое. Парадоксально, но факт: плохое человеку свойственно забывать гораздо быстрее, чем хорошее. Это защитное свойство человеческой психики. Если бы его не было, люди быстро сходили бы с ума.

Русскому народу есть что забывать…

Во втором тысячелетии Русь провела в войнах около 60 процентов исторического времени! Огнём и мечом прокатывались войны по русской земле: половцы и печенеги, почти трехсотлетнее татаро-монгольское иго, крестоносцы, псы-рыцари, поляки, шведы, турки, Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Гражданская война; изнурительная 45-летняя холодная война всего Запада против СССР. Только крупных войн – 230, а всего – более 1000. Разруха за разрухой, море крови, океан страданий…

И всё ж всему миру вéдомо: «кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет». Победам русского оружия несть числа. И самая главная среди них во всей российской истории – Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 9 мая объявлен государственным праздником страны с тем, чтобы этот день – День Победы наш народ помнил вечно.

Почему?

Эта война была самой страшной, самой жестокой, самой разрушительной и самой масштабной по количеству жертв во все века – 26,6 миллионов человек.

Эта война была самой трудной, воистину – Великой: против Советского Союза воевала не только Германия, но едва ли ни вся Европа. Вслед за Гитлером в июне 1941 года войну СССР объявили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия и Хорватия. Тесно сотрудничали с Германией Испания, Болгария. На стороне Германии дрались соединения и части, укомплектованные гражданами Испании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Чехии, Югославии, Албании, Люксембурга, Швеции, Польши. По сути дела это был «Крестовый поход всего Запада против СССР».

И всё же мы одолели многократно превосходящие силы врагов. И потому победу в этой Великой войне именуем тоже Великой.

Почему же мы победили? Потому что эта Великая, самая трудная война была войной священной. Если все предшествующие нападения на Русь носили цивилизационный характер – ставили цель захватить русские земли, сделать русских рабами, навязать иную веру и культуру, то Гитлер пошел до самого конца, поставив цель уничтожить Советский Союз, Россию как государство, искоренить русских как население, как нацию – физически. Физически!..

Когда покушаются на жизнь целого народа и его святыни – историю, веру, культуру, которые народ религиозно почитает, война теряет очертания зла, каковым оно является в принципе, и обретает возвышенный, сакральный смысл, – т. е. становится священной.

Не случайно в самые первые дни войны была написана могучая песня-призыв, которая так и называлась – «Священная война», и начиналась словами: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!..» Она только что звучала, вы слышали ее. «Жизнь или смерть» – другой альтернативы не было.

Священная война требовала от каждого человека возвышения его поступков от уровня обыденности до уровня богоподобного существа – до уровня воистину христова самопожертвования ради «других» – своего народа, своей Родины. Многие это понимали вполне, кто-то – не до конца, кто-то чувствовал интуитивно.

И поднялись млад и стар, мужчины и женщины, и бились на фронте, работали в тылу до полного самоотречения, жертвуя собой, ради Победы.

… Уже давно, в молодости, когда готовил для газеты «Комсомольская правда» один из своих первых очерков, я нашел в архивах Ленинграда потрясшее меня предсмертное письмо капитана Масловского своему сыну Юрию. Капитан написал его весной 1942 года, получив задание взорвать немецкий склад боеприпасов любой ценой. Взрыв этого склада был одним из моментов снятия блокады Ленинграда. Операция была чрезвычайно сложной. Капитан понимал: остаться живым шансов не было.

Я прочитаю только несколько фраз из этого письма.

Письмо начинается так:

«Последнее письменное слово мое, завещанное пожелание для сына…

… Ну, вот, мой милый сын, больше мы не увидимся. Час назад я получил задание командира дивизии, выполняя которое, живым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись такой гордостью, с которой идет твой папка на смерть: не каждому доверено умереть за Родину… Отказываться от такого задания я не собирался…» (я пропускаю часть письма). И далее: … «Рассказываю тебе обо всем подробно, хочу, чтобы ты знал, кто был твой отец, как и за что отдал жизнь. Вырастешь большим, осмыслишь, будешь дорожить Родиной. Хорошо, это очень хорошо – дорожить Родиной.

… Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения с фронта. Без обмана: больше не жди и не огорчайся – ты не один. С тобой при жизни, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил только тобой. Вот и сейчас думается: хоть и буду мертвый, но сердце продолжает жить тобой…

… Прощай, мой сын, прощай, дорогая жена!

Искренне любящий – Гавриил».

Я побывал на родине капитана Масловского – в городе Нижнеудинске Иркутской области, разыскал его сына Юрия, который вырос и тоже стал офицером. Это к нему обращался капитан со словами «любил тебя на расстоянии».

Однако ясно, что капитан шёл на смерть не только ради сына и жены, но и ради безвестных ему «других», ради «дальних поколений», «ради жизни на земле». Капитан «любил на расстоянии» всех, кто присутствует сейчас на этом митинге.

Конкретный и живой пример – это я сам, выступающий перед вами человек.

Капитан Масловский погиб под Ленинградом, где в немецкой блокаде от голода и холода умирали сотни тысяч детей. Среди них была наша семья и я, тогда пятилетний, – Игорь Ильинский, моя трехлетняя сестра Ирина. Мы выжили только потому, что блокада была прорвана, и нашу семью эвакуировали в Новосибирскую область. У меня, оставшегося жить, потом появились на свет сын и дочь, у которых уже давно есть свои дети – мои внуки… Сын Олег – вот он, рядом – и его сын – мой внук Денис стоúт среди вас. Наш род продолжается.

Отец мой – Ильинский Михаил Фёдорович – погиб в 1944 году в Прибалтике – тоже «ради жизни на земле», лежит в латвийской земле и числится по тамошним законам в «оккупантах»…

Победа над фашизмом принесла спасение всей Европе, всему миру. Но сейчас – не об этом. Победа принесла спасение русскому народу. Я выделяю сейчас русских, потому что из 8 млн. 600 тысяч погибших на фронте советских солдат и офицеров 5 млн. 756 тысяч человек – русские; потому что русские являются титульной нацией, составляют 84% населения нынешней России, чтобы сказать: в той войне спасена была жизнь огромной и великой нации, спасена была великая культура. А это значит, что историю Великой Отечественной войны и Великую Победу надо рассматривать не только с точки зрения потерь и страданий, но также в категориях Радости и Счастья «со слезами на глазах»… Да, это была трагедия, но трагедия оптимистическая. Мы победили – и это самое главное.

В свете вышесказанного давайте взглянем теперь хотя бы на одну из тех политических и «научных» заморочек, которыми фаршируют сознание молодых людей и всего общества в последние годы некоторые «правдоискатели», а на самом деле – откровенные лжецы и мерзавцы.

Вот миф о том, что цена Победы была непомерно большой из-за (якобы) тупости советских командиров и военачальников, жестокости Сталина, Жукова и других полководцев.

На фронтах Великой Отечественной погибло более 8 млн. 600 тысяч советских солдат и офицеров. Много, очень много. Если б на миллион, на два-три, на пять-семь меньше, было бы, конечно, лучше. Но даже один миллион жизней – это мало?! Кто осмелится сказать такое? А тогда – сколько же стоит Победа? Кто скажет? Никто! Победа – бесценна. Вот это надо понять. Тогда всё становится на свои места.

Как это в песне? «… А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!»

Да, отправляя Жукова на ленинградский фронт, Сталин отдал приказ отстоять Ленинград «любой ценой». Потери Советской армии при обороне Ленинграда и прорыве блокады были огромны. Но теперь все знают, что «блицкриг» – «молниеносная война» с СССР захлебнулась именно под Ленинградом. Великая Победа начала складываться именно с этого момента.

Жуков смог выполнить приказ отстоять Ленинград «любой ценой», потому что были солдаты и офицеры, готовые выполнить такой приказ, способные на подвиг, как капитан Масловский, который, конечно, понимал: идет священная война.

Команда «любой ценой» звучала на фронте тысячи раз!..

Великий немецкий философ Георг Гегель говорил: «Истинное мужество просвещённых народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины». И такая готовность жила в сердцах миллионов советских людей. И это был не фанатизм, а сознательный героизм, сознательная самоотверженность.

Никто не приказывал рядовому Матросову закрывать грудью амбразуру.

Никто не приказывал капитану Гастелло бросать свой самолет на танки фашистов.

Никто не приказывал лейтенанту Талалихину таранить в небе немецкий истребитель.

Никто не приказывал молодогвардейцам создавать организацию и вступать в смертельную схватку с захватчиками.

Мы знаем всего лишь десятки имен героев, а их были сотни и сотни тысяч.

Эти люди понимали: идет священная война. Быть самоотверженными повелевали им душа и сердце. Так они были воспитаны: жертвовали собой, воевали и умирали с мыслью о лучшем будущем, о будущих поколениях, более счастливых, чем они. Они служили Родине, народу, зная, что корень этих слов – «род». Будет род – будет народ, Родина. Мы с вами будем…

Говорю это к тому, что в нынешней России самоотверженность – эта во все времена самая первая и самая редкая из гражданских добродетелей, эта высшая ступень человека на стезе добра – оказалась малоценной. Также как героизм и мужество, а с ними совесть, честь, служение. Многие молодые люди считают, что в нынешней жизни такие качества человеку не нужны, более того, мешают жить. О войне никому даже думать не хочется.

Дай-то бог, чтоб так и было. Но…

Мы живём в смутное, катастрофическое время, в переходный период. И это не переход от социализма к капитализму, как полагают почти все в России, тем более молодёжь – наивная в силу возраста, обученная в школах по соросовским учебникам.

Мало кто сознаёт, что парадигма развития общества, согласно которой высший смысл человеческой деятельности – это денежный доход, прибыль – полностью исчерпала себя и грозит гибелью всему человечеству. Это не моя выдумка. Вы знаете, что в 1992 году эта мысль была ясно выражена в Декларации «Повестка на ХХI век» конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Через 10 лет, в 2002 году, этот вывод подтвердила конференция ООН в Йоханнесбурге (Южная Африка), отметив, что за прошедшие 10 лет в мире ничего не изменилось к лучшему, напротив, – он стал ещё менее устойчив, ещё более агрессивен. Ни одна страна не вняла зловещим прогнозам.

И вот грянул невиданный мировой финансово-экономический кризис. Чем и когда закончится он, не знает пока никто.

Пять мощных сил ведут мировое сообщество к какому-то новому состоянию. Первая сила – пока ещё непоколебленная однополярность. Вторая сила – ещё не приторможенная глобализация. Третья – ослабление государств – наций. Четвертая – поиск цивилизационной идентичности многих стран, в том числе России. Пятая сила – восстание бедного большинства мирового сообщества.

Результатом пока непредсказуемых перемен должна стать какая-то новая философия развития человечества, и как следствие, какая-то новая конфигурация мирового порядка, новая геополитическая, новая экономическая, новая цивилизационная картина мира.

Пока, на мой взгляд, нет никаких оснований думать, что этот процесс по сути дела неуправляемого хаоса пройдёт исключительно мирным путем. Соперничество из-за земных пространств и невосполнимых ресурсов не сулит спокойных времён. Богатые страны вряд ли согласятся на более скудный ресурсный рацион, а бедные вряд ли найдут способы консолидации. Решение многих проблем не поддаётся компромиссам. Конфронтация Запада с не-Западом обещает региональные столкновения, а может, глобальный катаклизм. Проще говоря, новую мировую войну. Так думают многие серьёзные ученые и политики.

Ещё раз говорю: дай бог ума, мудрости и крепких нервов правителям ведущих держав не сорваться в неё.

Но быть готовой к худшему варианту должна быть каждая страна, каждый народ, которому есть что защищать. Россия – самый лакомый кусок на географической карте мира. И – «если завтра война, если завтра в поход», вновь потребуются герои и самоотверженность молодых.

Судьба России зависит от нас с вами, от нашей верности заветам предков – от Ивана Калиты и Владимира Мономаха, от Минина, Пожарского и Ивана Сусанина до героев Великой Отечественной войны.

Они – наш духовный и нравственный авторитет, они – мерило в понимании, что такое в этой жизни «хорошо» и что такое «плохо». Они образец того, как следует любить, беречь и защищать Родину, а если надо, то и умирать за неё. Они – живые и мертвые – сегодня наша опора и помощь в спасении Отечества.

Вот почему мы проводим в университете каждый год митинги в День Победы и превратили их в традицию. Вот почему эту традицию должны вечно продолжать наши преемники.

Традиции – это душа любого народа, его отличие от других народов. Нет традиций – нет и народа. Без традиций нет преемственности, без традиций нет устойчивости не только в обществе, но и в душе отдельного человека и всего общества, а есть разлад, распад, шатание и разрушение всего и вся. Что мы и наблюдаем уж скоро двадцать лет.

Следовать традициям не значит консервировать отсталость. Никакой идеализации Прошлого, но с полным уважением к нему и пониманием того, что без исторической памяти нет нравственности, а без нравственности нет общества, а есть огромная стая чело-волков.

Традиции должны связать Настоящее с Прошлым и тем самым создать плацдарм для движения в Будущее. Будущую Россию мы должны строить не по заморским выкройкам, а из самой же России, впитывая при этом, разумеется, всё лучшее, что есть в мире, что отвечает нашему – российскому, русскому вкусу, образу мысли и жизни.

Нельзя выжигать дотла Историческое поле вместе со злаками, цветами, гнёздами перепелов и всем живым, что есть на нём. Но – выжигают! Выжигают нравственность и душу человека, оставляя на их месте дымящееся пепелище.

Наши предки отдали свои жизни за Отечество не по пьяной случайности, не на мафиозной разборке ради денег или амбиций, а по собственному выбору. Их «корысть» была ничтожно малой: пусть помнят о нас.

Давайте сообща ответим на этот вопрос: помним ли мы? Поднимите руки только те, у кого в Великой Отечественной войне погибли отец, мать, брат или сестра, дед или бабушка, прадед или прабабушка и другие близкие родственники, о которых вы помните. Пожалуйста, поднимите руки!

Помним!.. Помним родных, помним их друзей и товарищей – знакомых и незнакомых, помним Неизвестного солдата! Смертью смерть поправ, они обрели вечную жизнь!.. День Победы для них – это День Воскресения из мёртвых. Они живы, пока мы их помним.

Низко поклонимся ветеранам войны и труда нашего университета! Когда-то их были сотни, теперь живы двадцать человек, четырнадцать из которых сегодня стоят рядом с нами!..

Почтим память всех погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания.

И остаётся ли после этого место для вопроса: «Зачем вспоминать о войне?»

Слава павшим героям и ветеранам Великой Отечественной войны!

Слава Народу-Победителю во все времена!

Слава России!