На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


МОЛОДЕЖЬ
КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И ФАКТОР ПЕРЕМЕН

Перестройка, обновление социализма задуманы теми, кто понял: так дальше жить нельзя. Но в состоянии ли авторы этой глобальной новации осуществить свой замысел до конца? Наверное, успеют сделать кое-что в экономике, политике. Но в сфере духовной, нравственной? На очищение общества от догматизма, лжи, страха и конформистской психологии уйдут долгие десятилетия, жизнь нескольких поколений.

Учтем, что принципиальная новизна ситуации в нашем обществе заключена не только в перестройке. Вторым, одновременным с ней властным императивом является необходимость его перехода с экстенсивного на преимущественно интенсивный путь развития. По силе своего воздействия на социальные процессы, требований, которые интенсификация выдвигает к подрастающим поколениям, она не слабее веления перестройки. Наряду с внедрением новой техники и новых технологий, новых форм и методов управления, интенсификация также предполагает формирование нового типа труженика, ставит вопрос о личности, обладающей новым, «интенсивным» типом мышления и новым, «интенсивным» стилем деятельности.

Безусловно, инновационный потенциал несет в себе не только молодое поколение. Новаторство - функция интеллекта и характера, натуры человека, а не возраста. Тем более, что нынешняя молодежь унаследовала от своих «отцов» и «дедов» не только лучшие, но и некоторые худшие качества, во многом больна их пороками. Идеализировать молодежь, переоценивать ее роль не стоит.

Строить иллюзии будто уже очередное молодое поколение сможет осуществить все обновительные задачи - наивность.

Но особое значение и особую функцию молодежи в жизни общества и его прогрессе надо видеть и понимать.

Тем более в обществе, которое накопило за десятилетия фантастический потенциал консерватизма и догматизма, где всему Новому ставился непреодолимый барьер из устаревших обычаев и традиций, квасного патриотизма. К молодежи уже давно стали относиться с той же опаской, как к самому Новому. Ибо каждое поколение - неизбежно новое, оно носитель и рассадник новых идей, поборник прогресса. Вместе с новофобией в нашем обществе сформировалась ювентофобия - боязнь молодежи, пренебрежение к ней. По сути дела понятия «ювентофобия» и «новофобия» тождественны между собой.

Если да хотим обновить общество, мы должны переоткрыть для себя молодежь как могучий фактор социальных перемен и обновления («омоложения») общества, воспринять ее как социальную ценность особого рода, как бесценный капитал.

Молодежь - своего рода социальный аккумулятор и конденсатор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. При этом молодежь одновременно и сила, способная активно созидать Новое, и «взрывоопасный», разрушительный материал. Все зависит от намерений самой молодежи и от того, как использует эту силу общество.

Молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, усиленные образность мышления, воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т.д.).

Молодежь - это носитель новых и новейших знаний, которые она несет на производство и в другие сферы общественной жизни. Причем объем и качество знаний, новых идей в обществе растет прежде всего за счет молодых людей.

Молодежь - это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и требующих выхода физических сил, за счет которых жизнь общества может быть оживлена.

Молодежь - это проводник и ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя. Где молодежь - там и новые песни, там напор, революция.

Молодежь - не изолированный социальный объект, на который обществу надо лишь воздействовать, чтобы приспособить его к привычным формам жизни; объект, который способен лишь поглощать энергию и силу внешнего воздействия. Так во многом мыслилось еще вчера. Отсюда и маниакальная идея, будто едва ль ни все проблемы жизни молодых можно решить усилением их воспитания.

Молодежь - социальный субъект, способный к инициативе и обратному воздействию на общество. Вот простая истина, которую сегодня должно воспринять общество, если оно хочет обновиться.

Молодежь не только готовится к будущей жизни, но жаждет высвободить свои интеллектуальные и физические силы, воплотить свои идеи в социальную практику. Молодежь не только потребитель материальных и духовных ценностей, она также их производитель. Она должна вносить их в общественную жизнь, ибо только так она и может изменять и обновлять ее.

Стремление и более высокая готовность молодежи к переменам в сравнении с остальной частью общества у молодежи намного выше в силу ряда объективных причин.

Во-первых, в силу возраста молодежь в основном находится в состоянии социального перемещения, идейного, нравственного и профессионального становления и выбора, поиска своего места в системе общественных отношений, форм и способов включения в них.

Во-вторых, вследствие того, что сознание молодых еще не столь догматизировано, не столь загружено стереотипами, предрассудками и ошибками, как у старших, оно более открыто для внешней информации.

В-третьих, из-за стремления избавиться от экономической зависимости от родителей, обрести самостоятельность в принятии решений в отношении собственной судьбы, желания самореализоваться, утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.

Положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает в молодежной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, ибо эти перемены таят в себе надежду и возможность изменений к лучшему.

В условиях перестройки и интенсификации общество должно подумать о том, как «впитать» в себя все живительные свойства и силы, которые несет в себе молодежь, и тем самым «омолодиться» за их счет.

Возвышение роли молодежи в общественной жизни по мере ее усложнения и интенсификации - общесоциологический закон, который действует с той же неотвратимостью, как и законы физики, в любом обществе. И то общество может считать себя передовым, где этот закон понимают лучше; где его не только понимают, но и правильно используют на общее благо.

В современном обществе - и чем дальше, тем больше - интенсификация будет осуществляться за счет открытий и изобретений неожиданных для большинства. И нужна особая массовая готовность к восприятию, которой не может обладать в должной степени человек взрослый, а тем более старый; готовность, которую имеет только молодежь с ее неопытностью, исключительной открытостью, предрасположенностью к Новому.

Уже сегодня интенсификация выдвинула перед обществом такие задачи, часть которых в силу особого класса их сложности, требований, которые они предъявляют к человеку, может решить практически только молодежь.

Взять ту же компьютеризацию. Наукой и практикой доказано, что люди, которым за сорок, а тем более за пятьдесят, в силу своего возраста математическим языком, электронной грамотностью, техникой программирования овладевают не всегда охотно и всегда - с большим трудом. Между тем, компьютеризация - это «вторая грамотность», без овладения которой мы не двинем вперед научно-технический прогресс.

Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новые и новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Однако и это не все. На проблему сегодняшней молодежи надо посмотреть не только с позиций настоящего, а прежде всего с точки зрения будущего. Да, молодежи жить и работать в обновленном мире. Но ей и строить этот мир вместе со старшими. И она сделает этот завтрашний мир во многом именно таким, каким она его видит сегодня. Идеалы, ценностные ориентации, потребности и интересы, жизненные планы молодых ладей - вот предмет особых забот общества.

Дело не только в том, что через молодые поколения оно воспроизводит себя социально. Важно и то, что поколения людей и поколения машин диалектически взаимосвязаны, люди изменяются в ходе своей преобразовательной деятельности и изменяют ее настолько, насколько значительны изменения в их мышлении, психологии, стиле деятельности...