ВСТУПЛЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА ПЕРВАЯ Новая Россия: испытание свободой | 11 |
1. Что значит «новая» Россия? | 12 |
2. Либеральный проект для России: все ли возможности исчерпаны? | 19 |
3. Социальный либерализм — новая парадигма развития России | 29 |
ГЛАВА ВТОРАЯ Негосударственные вузы: кризис идентичности | 49 |
1. Взгляд со стороны | 49 |
2. Взгляд изнутри | 54 |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Опыт самоидентификации | 69 |
1. О причинах возникновения и природе негосударственного образования | 72 |
Древнегреческая образовательная традиция | 73 |
Византийская и западноевропейская образовательные традиции | 75 |
Российская образовательная традиция | 81 |
2. Место негосударственных вузов в социуме | 90 |
3. Смысл негосударственного образования | 101 |
О роли негосударственных вузов в нынешней России | 106 |
О смысле и роли негосударственных вузов в будущей России | 115 |
4. Основные признаки и понятие негосударственного вуза | 134 |
Основные признаки | 143 |
Определение понятия | 152 |
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Правовые основы современного негосударственного образования | 156 |
1. Международные правовые основы современного образования | 158 |
2. Правовые основы и уровень развития негосударственного образования | |
в зарубежных странах | 167 |
3. Правовые основы негосударственного образования в России | 189 |
ГЛАВА ПЯТАЯ Об экономической природе современного высшего профессионального образования | 207 |
1. Образование как экономическая субстанция | 208 |
2. Образование как производственный процесс | 211 |
3. Образование как услуга и товар | 211 |
4. Рынок образовательных услуг | 221 |
ГЛАВА ШЕСТАЯ Будущее высшего негосударственного образования: вызовы и угрозы | 229 |
1. Демографическая яма | 230 |
2. Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) | 234 |
3. Формирование европейского пространства высшего образования | 238 |
4. Глобализация | 241 |
5. Нарастающая конкуренция | 247 |
ГЛАВА СЕДЬМАЯ «Госстандарт +» – шаг на пути к новому качеству | 255 |
ГЛАВА ВОСЬМАЯ К новой концепции саморазвития негосударственного образования | 269 |
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, заключительная Свобода — путь к Знанию, Пониманию, Созиданию | 285 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 301 |
1. Московский гуманитарный университет (краткая справка) | 301 |
2. Фрагменты из отчета о социологическом исследовании «Российский вуз глазами студентов» | 313 |
3. Высшие негосударственные (церковные, общественные, частные) учебные заведения, существовавшие в России до 1917 года | 323 |
4. Численность молодежи в возрасте 17–21 года и прием студентов в вузы России (1980–2004 гг., прогноз до 2015 г.) | 334 |
5. Хартия Национального союза негосударственных вузов | 337 |
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 342 |
ОБ АВТОРЕ | 345 |