| ВСТУПЛЕНИЕ | 3 |
| ГЛАВА ПЕРВАЯ Новая Россия: испытание свободой | 11 |
| 1. Что значит «новая» Россия? | 12 |
| 2. Либеральный проект для России: все ли возможности исчерпаны? | 19 |
| 3. Социальный либерализм — новая парадигма развития России | 29 |
| ГЛАВА ВТОРАЯ Негосударственные вузы: кризис идентичности | 49 |
| 1. Взгляд со стороны | 49 |
| 2. Взгляд изнутри | 54 |
| ГЛАВА ТРЕТЬЯ Опыт самоидентификации | 69 |
| 1. О причинах возникновения и природе негосударственного образования | 72 |
| Древнегреческая образовательная традиция | 73 |
| Византийская и западноевропейская образовательные традиции | 75 |
| Российская образовательная традиция | 81 |
| 2. Место негосударственных вузов в социуме | 90 |
| 3. Смысл негосударственного образования | 101 |
| О роли негосударственных вузов в нынешней России | 106 |
| О смысле и роли негосударственных вузов в будущей России | 115 |
| 4. Основные признаки и понятие негосударственного вуза | 134 |
| Основные признаки | 143 |
| Определение понятия | 152 |
| ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Правовые основы современного негосударственного образования | 156 |
| 1. Международные правовые основы современного образования | 158 |
| 2. Правовые основы и уровень развития негосударственного образования | |
| в зарубежных странах | 167 |
| 3. Правовые основы негосударственного образования в России | 189 |
| ГЛАВА ПЯТАЯ Об экономической природе современного высшего профессионального образования | 207 |
| 1. Образование как экономическая субстанция | 208 |
| 2. Образование как производственный процесс | 211 |
| 3. Образование как услуга и товар | 211 |
| 4. Рынок образовательных услуг | 221 |
| ГЛАВА ШЕСТАЯ Будущее высшего негосударственного образования: вызовы и угрозы | 229 |
| 1. Демографическая яма | 230 |
| 2. Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) | 234 |
| 3. Формирование европейского пространства высшего образования | 238 |
| 4. Глобализация | 241 |
| 5. Нарастающая конкуренция | 247 |
| ГЛАВА СЕДЬМАЯ «Госстандарт +» – шаг на пути к новому качеству | 255 |
| ГЛАВА ВОСЬМАЯ К новой концепции саморазвития негосударственного образования | 269 |
| ГЛАВА ДЕВЯТАЯ, заключительная Свобода — путь к Знанию, Пониманию, Созиданию | 285 |
| ПРИЛОЖЕНИЯ | 301 |
| 1. Московский гуманитарный университет (краткая справка) | 301 |
| 2. Фрагменты из отчета о социологическом исследовании «Российский вуз глазами студентов» | 313 |
| 3. Высшие негосударственные (церковные, общественные, частные) учебные заведения, существовавшие в России до 1917 года | 323 |
| 4. Численность молодежи в возрасте 17–21 года и прием студентов в вузы России (1980–2004 гг., прогноз до 2015 г.) | 334 |
| 5. Хартия Национального союза негосударственных вузов | 337 |
| СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 342 |
| ОБ АВТОРЕ | 345 |