Иногда я думаю: “Что сказал бы, восстань они из гроба, Иван Калита, Иван Грозный и Петр Великий, которые “собирали” Россию, расширяли ее пространства, узнав о том, как развалили СССР и как трещит сегодня по швам Россия? Какими словами назвали бы нас Суворов и Кутузов, Нахимов, Ушаков и Корнилов, услышь они, что у России практически нет Черноморского флота, что Крым и Одесса подарены другому государству? И я вполне догадываюсь, в каких выражениях выразил бы маршал Жуков свое отношение к тому, что поверженная нами полвека назад Германия шлет гуманитарную помощь ветеранам Великой Отечественной, помогая им выжить; к тому, что российским руководством вынашивается мысль о передаче Японии островов на Курилах; что некоторые силы обсуждают с Западом вопрос о превращении Калининграда в “свободный город”; что мы довели свою еще недавно лучшую в мире армию до такого состояния, когда ее уже фактически не принимают в расчет генералы НАТО, как это происходит, например, в их войне против югославских сербов, – узнай грозный маршал обо всем этом... Что сказали бы миллионы наших матерей и отцов, дедов, прадедов и пра-пра-прадедов, проливавших пот и кровь, отдавших свои жизни ради могущества, величия и славы России и сделавшие ее таковой вопреки всему и вся, узнай они, что Россия заметно сократилась в пространствах, и хотя пока еще по-прежнему большая, но уже не великая. Нет огромной и мощной индустрии – она разрушена. Передовые позиции в науке и технике, добыче сырья и производстве ряда важных видов продукции, которые мы занимали в Европе и мире, безнадежно утрачены. Невообразимые вещи творятся с культурой, образованием, обществом и государством. С человеком. Снова встали вопросы: откуда мы? кто мы? что мы? где мы? куда идем? куда идти?
Оценивая нынешнее положение дел, мы говорим: разруха, хаос, смута, разброд и шатания всего и вся. Сурово. Но наши предки, восстань они из гроба, нашли бы более жестокие и страшные слова: “Вы предали нас. Вы – бездари. За несколько лет вы переиграли все войны, которые Россия вела на протяжении столетий, и проиграли их. Сами себе. Вы совершили самоубийство и тем еще раз убили нас, ибо перед лицом происшедшего и происходящего все наши открытия и достижения, страдания, муки и жертвы, наша жизнь и смерть потеряли смысл. Отрекаемся. Проклинаем. И нет вам прощения”.
И что тут было бы возразить, если, видя как гибнет наша страна, мы не можем толком объяснить и понять, что же все-таки происходит, не можем остановить даже падение, не говоря о том, чтобы начать движение вверх. “Так вышло”. Воистину: “благими намерениями вымощена дорога в ад”.
Предлагаю читателю свои размышления на тему, почему все случилось именно так, а не иначе, но – главное! – куда идти России, как выбираться нам из кризиса. Вопросы эти мучают всех. Многие мои коллеги – политологи, экономисты, социологи, историки – ищут на них ответы. Но в абсолютном большинстве случаев, будучи специалистами в той или иной, нередко довольно узких областях, они дают оценки происходящему, высказывают соображения о возможных альтернативах развития России в экономике, социальной сфере, политике, культуре и т.п., а не общества в целом. Целостного, обобщенного представления об альтернативных путях развития России пока нет. Точнее сказать, нет общего, хотя бы в принципе приемлемого для большинства политических сил варианта перспективного видения российского пути. Ибо вышло немало книг, в которых предлагаются сценарии, не совместимые между собой, как и люди, их написавшие: Е. Гайдар и Г. Зюганов, С. Глазьев и Б. Курашвили, В. Жириновский и Н. Моисеев, А. Руцкой и С. Дзарасов и так далее. Политические, партийные пристрастия и амбиции ослепляют оппонентов, делают их не слышащими друг друга, хотя порой различия во взглядах тоньше комариного писка. Нужен объективный, реалистичный, конструктивный подход, ставящий цель – нахождение оптимального варианта, по поводу которого можно было бы искать согласия сторон; нужна комплексная, органическая, объединительная концепция, на основе которой было бы можно продолжать реформы. Чтобы Россия не распалась и не погибла, мы должны установить согласие сначала в своих мыслях, ибо именно противоречие – источник разрушения. “Война есть отец всех вещей”, – говорил Гераклит. Но он же говорил, что “мать всех вещей – гармония, согласие, мир”. Гармония важнее противоречия, к ней, к согласуемому, а не различающему и разводящему, мы должны стремиться прежде всего. Война (отец) пожирает все и своих детей. Мир (мать) плодоносит. Все войны (рано или поздно) кончаются. И кончаются миром. Война существует ради мира, а не мир ради войны; мир может обойтись без войны, но война не может обойтись без мира, ибо не может длиться бесконечно. Принцип мира выше принципа войны. В какой момент приходит мир – вот в чем вопрос. “Пиррова победа” есть точное выражение бессмысленности тезиса “война до победного конца”. Вот ты, наконец, победил, но войска нет, все мертвые. Зачем нужна такая “победа”?
Десять лет в России идет внутренняя безрассудная “холодная война” политических сил, которая периодически перемежается малыми и большими вооруженными столкновениями, которые потрясают Россию и весь мир. Уже пришла к нам и “горячая” война. Но кровавая трагедия Чечни может оказаться лишь мизансценой большой войны, которая тлеет на границах других регионов, возбуждается в умах и душах многих политических авантюристов, а также обездоленных и отчаявшихся людей. Не приведи Бог, если их интересы сойдутся, если они потеряют головы. Ради того, чтобы этого не случилось, чтобы нам как можно скорее найти свой верный путь в будущее и вырваться из глупой, постыдной унизительной ситуации, и написана эта брошюра. Понимаю: это – лишь эскиз, лишь вариант возможного развития событий. Я сделал, что мог.