Резкое уменьшение выпускников школ в связи с демографической ситуацией и увеличение числа агентов образовательных услуг (в том числе зарубежных), прежде всего за счет электронных, дистанционных технологий, в ближайшие годы приведет к значительному обострению конкуренции в сфере высшего образования. Поэтому все более важным становится существенное улучшение качественных параметров деятельности образовательных учреждений, ясное понимание того, куда идти и что делать для выживания и развития, для подготовки конкурентоспособных специалистов. В этой связи особенно актуально изучение стратегий и их реализации в вузах, добивающихся серьезного и стабильного успеха, ставших признанными лидерами в образовании.
Одним из наиболее прогрессивных вузов сегодня является Московский гуманитарный университет. Поэтому для меня работа над этой книгой имеет вполне прагматическую составляющую: я написал ее для лучшего осмысления и понимания системы идей профессора И. М. Ильинского, образовательной стратегии, реализация которых позволила этому вузу войти в группу лучших и самых перспективных в России. Иначе говоря, мне эта работа нужна для повышения своей квалификации и для совершенствования качественных параметров работы «своего» вуза. Но такой анализ будет полезен и другим. Поэтому его надо провести. Раньше это называлось изучением передового опыта. При этом, понять идеи одного из ведущих специалистов в области образования мне легче многих других. Во-первых, я работаю вместе с И.М. Ильинским около 30 лет. Причем это и научная, и управленческая, и теоретическая, и практическая совместная деятельность. Во-вторых, мои научные интересы связаны с образованием и написанные мною на эту тему книги во многом опираются на его идеи. В-третьих, стратегия Национального института бизнеса в своей основе также вытекает из ряда идей Игоря Михайловича. Естественно, она не может просто копировать стратегию Московского гуманитарного университета, поскольку масштабы, внешние и внутренние условия их деятельности, кадровый потенциал у двух вузов разные. Стратегия должна вытекать из реальных и перспективных возможностей.
Стратегические ориентиры Института молодежи, ныне Московского гуманитарного университета, были определены на основе доклада И. М. Ильинского, который назывался «0б основных идеях и подходах в развитии Института молодежи». В дальнейшем стратегия уточнялась и обогащалась, становилась все более амбициозной и изощренной. В ее фундамент легли основополагающие постулаты революционных преобразований высшего образования, выношенные И.М. Ильинским и изложенные им в книгах «Образовательная революция» (М., 2002) и «Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации» (М., 2004), в которых предлагаются и обосновываются парадигмы образования для XXI века.
Стратегия вуза – это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности организации. Таким образом, стратегия вуза включает в себя, с одной стороны, изучение закономерностей, концептуальных основ высшего образования в контексте развития общества, анализ внешних и внутренних условий, прогнозирование тенденций и возможных вариантов, определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач, разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям. С другой стороны, стратегия предполагает многомерные, долгосрочные, продуманные, активные, настойчивые и корректируемые по мере необходимости действия руководства и всего персонала, обеспечивающие поэтапное эффективное решение задач, достижение целей, выполнение миссии вуза.
В каждом новом докладе И.М. Ильинского на ежегодных августовских совещаниях преподавателей и сотрудников как на военной карте и пояснительной записке к ней излагались и объяснялись новые стратегические и тактические задумки, планировалась деятельность вуза на год и на перспективу. Не случайно эти доклады, собранные в книгу «Путь к успеху», составляют единое целое и представляют немалый как практический, так и теоретический интерес. В этой книге отражено движение вуза по крутой спирали вверх с расширением круга и ускорением. Действительно, с каждым годом вуз существенно прибавлял в количестве студентов и специальностей, улучшал свои экономические показатели, поднимался качественно, самосовершенствовался, расширял круг задач, и при этом темпы его развития нарастали. Высокие темпы наращивания количественных и качественных параметров, устойчивости и инновационности стали своеобразной визитной карточкой МосГУ. Вуз исповедовал гибридную стратегию, включающую в себя одновременно ориентацию на максимальное качество, финансовое благополучие, активную работу на образовательном рынке, диверсификацию. Последние два года упор делается, прежде всего, на качественные показатели жизнедеятельности университета, на полное соответствие учебного заведения высоким международным стандартам и вызовам времени. Университет стремительно приближается к группе мировых лидеров, к элите высшего образования и развивается на основе парадигм, адекватных XXI веку.