На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


ОТЗЫВ НА КНИГУ ИГОРЯ МИХАЙЛОВИЧА ИЛЬИНСКОГО
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Данная книга несомненно необходима для России и мира. Проблемы, поднятые в ней, сегодня злободневны, как никогда ранее.

В книге показан путь единения России и мира через образование. Автором предлагается решение будущей образовательной революции мира, основанное на страхе (стр. 40): «Рискну утверждать: сегодня в мире есть одна единственная сила, способная объединить человечество – все народы и расы всех континентов, все религии и идеологии, все политические партии, общественные и национальные движения, молодых и стариков – это страх». В доказательство этого на стр. 41 он пишет: «5 июля 2002 г. в ночном небе штата Нью-Мексико был обнаружен астероид шириной 2 км, приближающийся к нашей планете. Вероятная дата его столкновения с Землей - 1 февраля 2019 года. До нашей гибели осталось всего 17 лет!.. Эта новость всколыхнула ученых всего мира. В политических кругах немедленно начались переговоры об изыскании средств на подготовку проектов по разрушению небесного тела на дальних подступах. И это при том, что вероятность столкновения с «2002NТ7» (так окрестили астероид) равна 0,06%».

Автор не одинок в таком методе (пути) решения проблемы – начиная с «Нового Завета» и кончая современными предсказателями. По их утверждениям – апокалипсис очистит Землю от неверующих в пророчества «пророков». К сожалению, в результате, возникает побочный психологический эффект чрезмерного потребительства общества (После нас – хоть потоп!). В результате, не думая о благополучии и благоденствии будущих поколений, они уничтожают будущее своих потомков. Лозунг «Здесь и сейчас!» тотчас же приводит к деградации духа, падению морали, нравственности и, как следствие, возникает социально-экономический кризис, который подчас превосходит воспитательный акт, основанный на страхе. Каждый трудится на себя в меру понимания, в меру непонимания работает на того, кто понимает больше.

Две тысячи лет назад Иисус Христос показал человечеству иной путь единения – путь единения, основанный на любви. Этот путь более труден в осуществлении, чем путь, основанный на страхе, но он более благодарен и результативен.

Образование сегодня – на распутье. Конечно, избранный путь может быть революционным – катастрофным, бифуркационным. Но есть ли в этом выборе «зерно» истины?

Правда одна, она конкретна. Истин много. Каждая из истин находится на своём расстоянии от правды. См. стр. 228: “...свою правду”.

На стр. 234 великолепно сформулировано: «Прошлое – проблема самоидентификации»... Будущее – если нет корней, нет будущего... Смысл современного образования – обучение творчеству, в котором мысль и совесть, разум и эмоции нацелены на (гармоничное) достижение (цели жизни человечества)... Развитие, созидание и эффективность есть только там, где есть понимание. Без понимания невозможно доверие, а без доверия – сотрудничество…»

На стр. 250, рассуждая о свободе, «мы высказываемся за: «...плюрализм взглядов, как право, всех граждан на инакомыслие, исключающих в обществе наличие официальной государственной идеологии, насаждаемой помимо воли самих граждан...» Это высказывание противоречит аналогичным высказываниям об идеологии в ходе повествования книги, например, на стр. 312: «...Вопрос «куда движется Россия?» до сих пор в основном остается открытым. Национальная идеология отсутствует. Поэтому нет внятно сформулированных, а главное, хотя бы большинством общества принятых, целей... Кризис целей уже во многом сгубил страну».

Действительно, социальная психология показывает законы развития группы. Группа в виде массы – нет общей цели. Толпа – неявно выраженная цель. Кооперация – явно выраженная цель, структура и неформальные лидеры. Корпорация – то же что и у кооперации плюс появляются формальные лидеры. Коллектив – те же признаки, что у корпорации, но общая цель у группы выше, чем цель любого члена группы, и каждый член группы знает, что, достигнув цели коллектива, руководитель обязательно позаботится о достижении цели каждого члена группы.

Идеология – наука об идеях (целях). Цель должна быть достижимой, иначе первое поколение – фанатики, второе – сомневающиеся, третье – неверующие, что и произошло в СССР. Идея – идеал в принципе не достижимый, но через воспитание и обучение личности идет продвижение к нему посредством постоянной работы идеологического аппарата власти (через СМИ). Он в явной и неявной форме внедряет идеологию в умы людей и за счет этого создает устойчивость и целенаправленное развитие общества, государства. Идеология позволяет в доступной, желательной большинству форме внедрять методологию (светскую или религиозную). Поэтому, если в 13 статье Конституции России указывается, что не должна быть государственная идеология, то это означает, что не должно быть единого государства. Другое дело, что идеология должна быть основана на национальной культуре (религии, традициях, обычаях народа, нации), иначе правовые нормы и нормы национальной культуры вступают в противоречия. В этих противоречиях нормы национальной культуры игнорируют правовые нормы, и на этой основе большинство общества в государстве становится криминальным с возможным революционным взрывом общества для приведения правовых норм к культурным нормам.

Стр. 305: «В обществе все меньше образования, все больше обучения. Итог: рациональное и материальное безмерно возвысилось над эмоциональным и духовным». Видится, что слово «образования» можно было бы заменить на «воспитания».

На стр. 310: «Новая, другая Россия – все это беллетристика, если не объяснить, что за этими терминами стоит, а возрождение великой России – это понятно без объяснений, или не так?”

Великолепно написано на стр. 386: «Любая идеология реализуется через систему образования – через воспитание и обучение человека».

В заключение хочу выразить свою признательность автору за столь своевременную, нужную и ценную на образовательной ниве книгу.

А.А. КАСЬЯНОВ,
проректор УИИТ, д.ф.н., профессор,
академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка