На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


ЮНОСТЬ РУССКОГО НАРОДА

«Что значит быть русским сегодня?» — так была сформулирована тема публичного конкурса сочинений старшеклассников, проведенного в марте–июле 2003 года в России, других странах СНГ и странах Прибалтики. Учредителями конкурса выступили Комитет по культуре и туризму Государственной Думы РФ, Федеральная русская национально-культурная автономия России, Лига защиты национального достояния, Русский интеллектуальный клуб, Русский клуб искусства и культуры, «Национальная газета», Региональный общественный фонд содействия русской культуре «Русский фонд». Конкурс также спонсировала группа русских предпринимателей. Нетрудно заметить, что это организации и люди разные, по-разному понимающие русский национальный характер и русскую идею, проблемы межнациональных отношений. Вряд ли могут быть сомнения в том, что каждая из этих организаций, их лидеры и идеологи далеко не во всем совпадали в понимании темы конкурса и того, что он может выявить.

На конкурс «Что значит быть русским сегодня?» было прислано 565 писем, содержащих эссе молодых россиян. Большинству авторов (более 80% из них) в то время, когда они писали свои эссе, было 15–18 лет. Три четверти составляли девушки, одну четверть — юноши. 33 письма пришли из Красноярского края, по 26 — из Свердловской области и Краснодарского края, 22 — из Мордовии, 20 — из Орла, 18 — из Татарстана. Есть письма из Калининграда, есть — с Сахалина, из Норильска, с Чечни. Писали новосибирцы и воронежцы омичи, оренбуржцы и воркутинцы, петербуржцы и москвичи. Из поселков на несколько десятков домов и городов с миллионами жителей. Здесь вся наша страна, наша Россия!

Написали и ребята из Казахстана, Украины, Молдавии, Латвии, Литвы.

При каждом письме были ксерокопии свидетельства о рождении, все документально подтверждено: это подлинные работы юных россиян, это их мысли, их тексты. Тех, у кого оба родителя русские по национальности, составили более 60%, немалое число участников конкурса одним из родителей имеют представителя иной национальности, несколько десятков участников по национальности не относятся к русским, но и они высказали свое мнение. По сути у нас в руках материалы представительного социологического исследования, где задан один вопрос, но трудный и не имеющий однозначного ответа. Он требует думать и понимать.

Кто-то ждал от молодых беспощадной критики современной России. Кто-то надеялся на рецидив великодержавного шовинизма. Кто-то искал в юных душах религиозного фанатизма. Но ребята — подростки, девушки, юноши — решили Русский вопрос по-своему, нередко неожиданно и очень искренне. Они своим молодым оком и молодым умом охватили проблемы и боли, достижения и славу русского народа как некое целое. Как то, что составляет жизненную ценность для нового поколения. Прекрасные по форме, письма юных авторов удивляют, а своей глубиной поражают, более того — потрясают. 15-летние иной раз больше видят, чем опытные политики, мыслят масштабами великого народа, испытывают боль за то, что с ним происходит, понимают свою ответственность за будущее русской нации.

Сочинения молодых россиян, представляющих всю нашу бескрайнюю страну, все ее уголки, заставляют посмотреть на проблему самосознания русских с новой стороны.

Прежде всего — в чем, собственно говоря, заключена проблема русского народа, если таковая существует? В том, что русский народ сокращается в своей численности? Безусловно, тревожный и опасный аспект проблемы. Возможно, это явление лишь временное, хотя, если познакомиться с демографическими прогнозами, это общемировая тенденция для белой расы в целом. Тут нужны меры не только на уровне национальных государств, но и межгосударственные. Я вижу в этом глобальную угрозу белой расе в целом, а не только русским. Тут нужны скоординированные меры такого же масштаба, как в борьбе с мировым терроризмом и наркотиками. Хотя, конечно, как всегда, каждый народ должен сам позаботиться о своей судьбе. Тем более что внутри белой расы масса противоречий чисто этнического характера. Белые европейцы, не говоря о прошлых временах (я имею в виду гитлеровский фашизм), до сих пор считают славян, в частности русских, народом отсталым. Белым по цвету кожи, но черным по культуре. Русские — не первый народ, который столкнулся с демографической проблемой. Способы ее решения известны, и тут многое может сделать государство.

Русофобия? Она существует — это факт. Геноцид? Дискриминация? Стремление Запада извести русских? Все это было в истории, есть и сейчас. Это, конечно, проблема, но точнее — одна из проблем. Свести к ней все проблемы русского народа и назвать «проблемой» — общей и одной-единственной никак нельзя. Множество французов ненавидят немцев больше, чем русских. Немцы и французы в своей массе страшно не любят американцев. Также как внутри каждого народа есть часть людей, которые не любят свой народ, в том числе и лично себя. Фобии разного рода — явление повсеместное.

Видеть ли проблему русского народа в том, что нынешняя власть разворовывает и распродает богатство страны с помощью олигархов еврейского происхождения? В коррупции? Это — политический аспект проблемы. Очень серьезный. Но воровство и коррупция — явления по своей природе не русские, не национальные, а интернациональные. Это не «русская проблема». Плохо от этого всем народам, которые живут на территории России. Плохо уже сегодня и будет еще хуже завтра, если процесс не остановить. Сделать это можно. Нужно этого только захотеть тем, кто управляет страной. Это вопрос власти, которую избирает народ. Здесь не столько проблема, сколько задача народа. Это вопрос его ума, ответственности и, если хотите, вины за выборы президентов, губернаторов, депутатов и т. п. То есть за свои собственные ошибки.

Видеть ли проблему русского народа в том, что у него есть отрицательные качества? Русские не способны к самоорганизации, консолидации? Не любят свои таланты, не ценят свои достижения? Продажны? Склонны к предательству? Одним словом, порочны? Все это, конечно, есть, и перечень негативных качеств можно было бы продолжить. Но зачем? Разве и эти качества чисто русского происхождения? Скажут: весь вопрос в мере, в степенях — «больше» или «меньше», чем у других народов. Это уже серьезно. Но я не встречал никаких сравнительных исследований по этому поводу, никаких цифр, статистических выкладок. Мнения, суждения, основанные на наблюдениях, — да, о них знаю. Но строгих научных работ — не встречал.

У каждого народа есть свой национальный характер, который складывается исторически — веками, тысячелетиями. Сколько лет русскому народу? Взглядов на этот вопрос немало, но всеми признаваемой истины нет. Как до сих пор нет определенности в том, откуда берет свое начало род человеческий, а стало быть, и все народы: от Адама и Евы или от обезьяны; от единого рода или от разных генеалогических ветвей? Откуда взялись желтые и черные, красные и белые люди? Почему различаются их человеческие качества? Публикаций по этому поводу — море. Есть очень занимательные, весьма правдоподобные, в которые хочется верить. И мы верим (именно верим!) в то, что каждому из нас кажется более подходящим. Эта вера становится исходным пунктом в наших рассуждениях — вера в мифы, сочиненные теми, кто сумел свои представления облечь в форму научного знания, сказать убедительнее, чем другие. Нет науки более увлекательной и более фантастической, чем история. Тем более по поводу истории рас и народов. Здесь реальность так перепуталась с домыслом и вымыслом, что принимать выводы историков за основу в нынешней политике и строительстве будущего чрезвычайно опасно. Но приходится избирать все-таки ту или иную точку зрения.

Каждый народ, русский в том числе, имеет одну-единственную и общую единицу измерения; эта «единица» — человек. Народ состоит из человеков. Каков человек, таков и народ. Только человеки-то разные: от «недочеловека» до «сверхчеловека». «Человек-зверь», «человекобог»... Впрочем, есть и понятие «среднего человека», «общей культуры».

Человек — существо биосоциальное. Неспособность (или способность) к консолидации, самоорганизации, склонность к верности или предательству, нестяжательство или алчность и тому подобные качества наследуются не по законам генетики, а по законам обучения и воспитания, воздействия социальной среды, условий бытия. Происхождение многих негативных качеств в характере русского народа начинается именно отсюда.

В чем, например, феномен необыкновенной терпеливости русского народа, о которой говорят сегодня многие? В «культуре бедности», которая формировалась и укоренилась в сознании подавляющего большинства русских на протяжении жизни многих десятков поколений на грани нищеты, биологического выживания. В условиях несвободы: то татаро-монгольское иго, то Иван Грозный, то Петр I, то Сталин. Причина терпеливости по-русски кроется в чрезвычайно низких жизненных притязаниях. Обут, одет, сыт — и жизнь уже прекрасна. У русских совершенно отличная от западных народов система ценностей. Что такое «жить хорошо» в материальном плане, практически никто из русских не знал до тех пор, пока в наших городах не появились магазины западного типа. Океан потребительства уже захлестнул Россию, особенно молодежь. Деньги, по данным исследований, для 70% молодых людей стали основным мерилом жизненного успеха. Из них четверть ради денег готовы на любые противозаконные действия. Отсюда вал преступности. Многие воруют, грабят и убивают не потому, что у них совсем нет денег и они гибнут от голода, а потому что хотят иметь их еще и еще больше. Продажны ведь те, кому есть что продать. Предают те, кому есть кого предать.

Итак, проблема не в цвете кожи, форме черепа и составе крови, которые даны нам от рождения, а в тех социальных качествах, которые приобретены, воспитаны под разного рода воздействием. Как, когда, кем — это другой вопрос.

Все это легко переиначить, заговорив о принципе крови... Об этом много сказано в статьях и книгах Александра Севастьянова. Об этом пишет Владимир Истархов в книге «Удар русских богов», об этом говорится в сборнике статей «Расовый смысл русской идеи» и других публикациях, которые появились совсем недавно. Об этом говорит лидер известного движения «Русское национальное единство» Баркашов. Слова-то какие: «русское», «единство». Но вот я читаю его брошюру «Азбука русского националиста», и мне становится жутковато. Приведу выдержки из главы «Основные положения программы движения о построении национального государства»: «Одной из главных задач будущего национального государства станет охрана здоровья и генетической чистоты русской нации». Далее: «Развитие евгеники должно носить характер государственной программы». Далее: «Принуждение в любой форме к вступлению в смешанный брак или связь, наносящие ущерб генофонду русской нации, ведущее к ее размыванию, будет преследоваться в уголовном порядке». Далее: «В то же время соблюдение чистоты генофонда русской нации будет поощряться государством морально и материально». Далее: «Армия должна быть очищена от лиц, которые не расстались с демократическими и интернационалистскими взглядами». Нам такие русофилы говорят, что на рубеже XVIII и XIX веков Англия и Франция создали свой миф крови, Германия — на рубеже XIX и XX веков. На переломе тысячелетий Россия, русские должны, дескать, создать свой миф крови, свою расовую теорию. В век торжества науки предполагается сотворить миф. Не считаясь с тем, что предшествующие мифы привели эти народы к войнам, к трагедиям, что сегодня они от этих мифов отказались. Русским предлагается отказаться от христианства как «еврейской религии» и вернуться к язычеству, взяв в качестве наших символов свастику, ибо русские — арийцы, которым свастика принесена богами с неба. Говорят, что без этого русские не выживут, не спасутся.

И у этих взглядов есть сторонники. Это не единицы, а тысячи людей. По-моему, это своеобразная форма коллективного сумасшествия. Ибо, в сущности, нас зовут не просто к борьбе за свою судьбу, а к самой настоящей войне со всем миром. Ну, что такое, скажем, русское «осевое» моногосударство? Как его создать? Только через войну, через кровь. Нет, нужны какие-то совсем иные идеи — положительные, созидательные, а не воинственные, разрушительные уже изначально.

Что такое «кровь»? Это, как говорится в словарях, «жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека». Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин и т. п. Цвет — красный. Для всех животных и людей. Для всех. Никакой особой крови у немцев, чеченцев, евреев нет. У русских, французов и американцев тоже. Через кровь ничего не наследуется — ни мораль, ни дух, ни воля. Принцип крови — это миф. Самый опасный, самый разрушительный миф, который уже породил бессчетное количество конфликтов и войн. Кровь рождает кровь. Миф крови искажает любую истину, хотя и может послужить консолидации некоторых людей и даже целых народов. Но в конце концов кроме ненависти эти люди и народы ничего не порождают. Хоть немцы, хоть арабы, хоть евреи. Всю свою историю они купаются в крови — то чужой, то своей. Неужели это никого ничему не научило? Объединять русских на принципе крови — безумие. И ничего из этого не получится: нет у русских «зова крови». Хотя я совсем не исключаю, что когда-то, если страна будет и дальше катиться в пропасть, люди этой идеологии могут на какое-то время прийти к власти. Не дай Бог. Они зальют страну кровью. Сначала — чужой, а потом — своей.

Так в чем же проблема русского народа? В неосознанности множества названных и неназванных сегодня проблем. По-моему, это главное. Чего не знают, того и не понимают. А раз не понимают, откуда вдруг возьмется консолидация, самоорганизация, нетерпение?..

Первее вопроса «что делать?» вопрос «что думать?» Если кастрюля пуста, в ней суп не сваришь. Чем мыслить, о чем, если в голове нет какого-то объема информации? В том, что мы начинаем сознавать угрозу существования русской нации, я вижу первый шанс на ее спасение. Теперь надо донести наше (и не только наше, разумеется) понимание ситуации до русского народа и предложить ему идею, которая его консолидирует. И это — идея спасения России, русского народа ради «светлого будущего», которое надо бы достичь как можно раньше.

В этой связи нужно задуматься и над проблемой образования — не только российского, но и русского образования. Да, проблема русских школ, русских университетов, учебников по русской истории, русского языка, русской литературы стала актуальной. Если мы хотим сохранять русскую культуру, русские традиции, то нельзя сейчас пропускать мимо нашего внимания то, что творится с преподаванием в школах истории, русского языка, литературы. К нам в университет приходят выпускники школ, и мы целый год специально их доучиваем сверх программы, за рамками государственного образовательного стандарта, русскому языку, чтобы они могли (многие, во всяком случае) грамотно писать и говорить. Иногда в маленьком заявлении на полстраницы нахожу по 15–20 ошибок.

Сразу ситуацию не перевернешь. Социальные процессы имеют огромную силу инерции. Как перевернуть? Радио, телевидение, средства массовой информации в других руках, деньги в других руках. Они знают, что они делают, знают, как делать. У них отработанные технологии, методы, кадры. Как этому противостоять, не имея почти ничего, кроме идеи?

В рассуждениях о перспективах русского народы сегодня должен зазвучать и голос нового поколения. Это и их судьбы, и их дело. Сочинения старшеклассников, которые представлены в книге, порождают убежденность в том, что Русский вопрос — не тупиковый, народ не утерял своего будущего. Эти сочинения заслуживают того, чтобы задуматься над ними, изучать их, делать из них выводы.

Мы уже опубликовали работы трех победителей проведенного конкурса Андрея Полякова, Марии Богданчиковой, Анны Голубятовой и публикуем их снова в этом сборнике вместе с сочинениями, отбор которых велся, исходя из задачи представить присланные письма максимально широко: чтобы высказались и девушки, и юноши, и уже заканчивающие школу, и еще совсем юные, чтобы представлены были север и юг, запад и восток нашей страны, чтобы прозвучали голоса из столицы и из поселков, древних городов и совсем недавно сложившихся поселений.

Письма, не вошедшие в сборник, не менее талантливо написаны, не меньше заставляют задуматься. Вот почему мы намерены опубликовать и все другие сочинения, не вошедшие в настоящее издание и занимающие в рукописи около двух с половиной тысяч страниц. Сочинения эти и их авторы заслуживают особого внимания. Прислушайтесь: это голос молодежи нашей великой страны.

При всех различиях во взглядах, которые по Русскому вопросу существуют в нашем обществе и отразились в материалах конкурса, очень важно не потерять друг друга. Терпимость, культура диалога, умение слушать и слышать друг друга, не быть упертыми крайне важны. Если нам хватит на это ума и воли, то, в общем, мы можем кое-что сделать для самосохранения русского народа и, стало быть, для наших детей и внуков.