Поиск Карта сайта


Rambler's Top100
ИЛЬИНСКИЙ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ

Мои дела?.. Я жил страной.
Мне подарила Русь святая
Простой девиз: «Будь сам собой.
Свети другим, себя сжигая».

И.М. Ильинский

 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
 ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
на главную страницу
библиография
книги
cтатьи. интервью. выступления.
об И.М. Ильинском и его трудах.
Книги. Статьи. Рецензии.

Rambler's Top100

Поиск по сайту
Главная / Публикации / Статьи

Воспитанным быть выгодно

Версия для печати Версия для печати

ВОСПИТАННЫМ БЫТЬ ВЫГОДНО

Три ответа нашему корреспонденту председателя попечительского совета журнала «Студенчество. Диалоги о воспитании», ректора Московского гуманитарного университета, профессора И.М. ИЛЬИНСКОГО

– Игорь Михайлович, известно, что насильно нельзя сделать человека счастливым. А насильно сделать человека воспитанным можно?

– Думаю, что ни счастливым, ни воспитанным человека сделать насильно невозможно. Но это вовсе не означает, что не надо его воспитывать, поскольку внешняя среда: обстоятельства, семья, друзья, школа, институт, идеология общества, его экономическое состояние, хочет того человек, или не хочет, все это на него влияет и играет большую роль в его формировании.

При этом все зависит от концепции, от философии, оттого, как мы относимся к человеку и как он сам представляет себе свою концепцию: кто я, зачем я, кем и чем я хочу быть? В соответствии с этой «Я» – концепцией человек выстраивает свою позицию, свое поведение, свою жизнь. Более того, он сам должен не только ставить себе вопросы, но и пытаться на них отвечать. Именно в соотнесении внешних влияний и собственного понимания себя и других происходит, на мой взгляд, тот компромиссный сплав, который необходим для нахождения самого себя, то есть для воспитания себя.

Молодой человек должен понять, что быть воспитанным выгодно. Воспитанность сыграть нельзя. Фальшь очень скоро выявляется. Человек, который не занимается самовоспитанием, враг самому себе.

Представим, к примеру, что ко мне идет человек, который хочет устроиться на работу. Вот он открывает дверь кабинета, и пока он идет, я успеваю получить о нем от него же самого массу информации. Я вижу, как он идет, как смотрит, как себя держит, как потом сядет на предложенный стул, что будет делать со своими руками, как начнет беседу, в какой манере будет ее вести, правильна ли его речь? Это все – проявления воспитанности или невоспитанности. Я еще не познакомился с его послужным списком, а у меня уже формируется к нему отношение.

– В аттестационный список оценочных критериев деятельности вуза введены воспитательные компоненты, что побудило многие вузы повернуться лицом к проблемам воспитания. Но как следует судить об уровне этой работы: по подтверждающим документам или по уровню воспитанности самих студентов? Другими словами: адекватны ли процесс воспитания и выход «продукта»?

– Я не верю в то, как утверждают некоторые западные ученые, что человека воспитывать не надо, тем более в вузе, что он приходит уже воспитанным. Неправда. Надо воспитывать, более того, мы стараемся влиять на своих будущих студентов, когда они еще в школе! Для этого у нас налажены деловые связи со многими общеобразовательными учреждениями Восточного округа Москвы, в котором расположен университет. Но как это делать, если человека, действительно нельзя воспитать насильно? Отвечаю: созданием соответствующих обстоятельств и условий...

Более того, я – один из энтузиастов, который считал и считаю, что воспитание должно быть аттестационным показателем. А вот как представить себе систему критериев оценки воспитания – это сложнейший вопрос. Сегодня он заформализован до безумия. Я понимаю этот процесс так: во-первых, создание условий, в которых человек может реализовать свое представление о самом себе посредством саморазвития и самовоспитания; во-вторых, содействие педагогов и специалистов в реализации уже проявленных студентом способностей; в-третьих, к побуждению тех способностей студента, которые пока еще находятся в «спящем» состоянии. Для этого надо создать благоприятную обстановку. Как об этом очень просто и точно сказала Агния Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок, мне петь охота...»

Сделаю маленькое отступление. Я в школьные и студенческие годы стремился испытать себя и в спорте, и в хореографическом, вокальном, драматическом, научном кружках. Была такая возможность, и я ее использовал. Мне это было интересно, это был процесс самопознания и саморазвития. Именно в процессе творческого поиска я, в конце концов, и нашел самого себя. Я не чувствую себя чужаком ни среди спортсменов, ни вокалистов, ни музыкантов; могу спеть, сочинить стихи, сыграть на разных музыкальных инструментах и так далее. Я убежден, что вуз обязан создать студенту множество разнообразных возможностей для реализации творческого потенциала, для поиска себя.

Все мои разнообразные увлечения остались, естественно, при мне. Но когда я пришел в науку, в научно-исследовательский Центр, и стал заниматься проблемами молодежи, я понял, что это то, что мне надо, здесь я должен делать то, что мне более всего нравится: думать, проникать в суть вопроса, анализировать ситуацию, искать решения, находится среди людей, организовывать. Другие мои интересы становились вторичными, но они мне помогали в главном деле – я понял, что здесь я мгу реализовать свою тягу к лидерству. И в этом я был счастлив. Но еще более счастлив я в должности ректора, потому, что здесь – более широкое поле деятельности, где наука – только один из компонентов многогранной созидательной деятельности, а ведь еще – обучение, воспитание, организация, управление.

– Игорь Михайлович, вы задели тему лидерства. А как вы относитесь к тому, что вузы и различные молодежные объединения ведут бесконечную подготовку лидеров? Просто какое-то нездоровое желание всех молодых людей превратить в лидеров.

Лидер лидеру – рознь. Вот мне, например, работать ректором страшно интересно. Ректор обязательно должен быть лидером своего коллектива – не только формальным, в связи с должностью, а настоящим – по своей природе. Формальным и неформальным лидером – в одном лице и обязательно уметь работать на опережение ситуации. Слово «ректор» в переводе означает «управляющий». Но ведь и управлять можно по-разному: можно – как дирижер оркестром (вы играйте, а я буду создавать ансамблевость), но лучше – знать каждое направление деятельности и соучаствовать, а может быть, и доминировать в нем. Что-то вроде играющего тренера в команде. И тогда люди, занимающиеся конкретным направлением, подчиняются тебе не потому, что ты – начальник, а потому, что признают твою компетенцию и неформальное лидерство. Формальное лидерство дается должностью, неформальное – завоевывается личностью.

А что касается подготовки лидеров, то я бы сказал так: надо сначала тем или иным образом выявить людей с тягой к лидерству, точнее даже с талантом лидерства, а потом уже помогать им реализоваться как лидерам, учить их, давать им практику. Это тоже одна из воспитательных задач вуза. А пытаться огульно готовить лидеров – это конечно же, бред.

– Игорь Михайлович, спасибо вам за беседу. Всего доброго.

.