На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В УСЛОВИЯХ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Реализация выработанной ХХVП съездом КПСС концепции ускорения социально-экономического развития нашей страны требует глубокого осознания диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, а главное - обеспечения оптимального соответствия скорости общественного развития, сроков, которые наше общество определило для достижения поставленных целей, и средств, необходимых для их достижения.

Универсальным и могучим средством ускорения является интенсификация всех сфер общественной жизни, которая представляет собой форму проявления общесоциологической закономерности ускоренного общественного развития. Интенсификация - это такое интегративное явление, такой интегративный процесс, который «стягивает» вокруг себя все иные процессы в экономической, социальной, политической и духовно-идеологической сферах жизни, пронизывает их изнутри, воздействует на них извне.

Переход нашего общества от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному типу развития означает, что сегодня нельзя понять суть того или иного явления, если не взглянуть на него с точки зрения задач интенсификации: «работает» это явление на нее или нет; если «работает», то почему и что нужно сделать, чтобы «работало» лучше.

В гуманистически-личностном плане интенсификацию надо понимать как программу формирования нового поколения советских людей, у которых должны быть развиты интенсивный стиль мышления и интенсивный стиль деятельности. В конечном счете интенсификация означает точность, правильность, оптимальность, т.е. качество выбора каждым человеком в каждой конкретной ситуации таких путей и средств решения возникающих задач, которые могут принести максимально возможный эффект. В свою очередь качество этого выбора определяется способностями, внутренней мотивацией деятельности личности, а также наличием способностей, знаний, навыков и умений, необходимых для оптимального выбора того или иного решения в конкретной ситуации. Условия интенсификации, как никогда прежде, требуют, чтобы каждый человек поступал в соответствии с требованиями социальных потребностей, осознаваемых им как необходимость.

Чтобы ускоренно и в кратчайшие сроки решать беспрецедентные по масштабам и сложности задачи, наше общество должно располагать все возрастающим интеллектуальным, нравственно-психологическим, духовным и общественно-политическим потенциалом. Иными словами, необходимо создать в обществе обстановку энтузиазма и вдохновения, обеспечить «взрыв» социальной активности, инициативы и самодеятельности, создать «бум» творческих способностей и знаний, вызвать «шторм» энергии всего народа, но особенно молодежи.

Молодежь в возрасте от 15 до 30 лет составляет в нашем обществе около 70 млн. человек. Она инициативна, активна, самодеятельна по своей природе, таит в себе неисчерпаемый запас еще не раскрывшихся способностей, несет на производство и в общественную жизнь новые знания, предрасположена к передовому, нетерпима к рутине, косности и застою.

Молодежь - самая образованная часть населения. Она находится на передовых позициях научно-технического прогресса. Уровень образования молодых людей продолжает расти. На каждую тысячу лиц в возрасте 15-29 лет в 1979 году приходилось 680 человек с высшим, средним специальным, средним и незаконченным средним образованием; еще 295 человек обучались в школах, СИТУ и техникумах. «Рабочие-интеллигенты», т.е. лица, имеющие высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, составляли 32% молодых рабочих и 8,7% - всего рабочего класса, т.е. почти в четыре раза меньше.

Нельзя не понимать, что сегодня перед обществом встали и такие задачи, которые сможет решить только молодежь и никто другой.

Взять ту же компьютеризацию, которая лежит в основе научно-технического прогресса. Наукой и практикой доказано, что люди, которым за сорок, а тем более за пятьдесят, в силу объективных причин математическим языком, электронной грамотностью, техникой программирования овладевают не всегда охотно, но всегда - с большим трудом.

Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новые и новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации, развития экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного, интенсивного типа мышления. Например, конструкторское бюро КамАЗа, которому поручена разработка машин будущего, состоит из работников в возрасте не старше 30 лет (начиная с главного конструктора). И это правильно.

Иначе говоря, юношество несет в себе колоссальный по мощности инновационный потенциал, являющийся источником нынешних и особенно будущих изменений в общественной жизни. В этом смысле сама молодежь может рассматриваться как средство интенсификации, и роль этого средства повышается по мере того, как она все полнее проявляет свой творческий потенциал. Возрастание роли молодежи в жизни советского общества - закономерность, которая с большей, чем прежде, очевидностью проявляется на этапе ускорения.

Возрастание роли молодежи на этапе ускорения обусловлено объективной и резкой актуализацией проблемы преемственности в общественном развитии и, следовательно, проблемы преемственности поколений. Как момент любого развития, проявления всеобщего закона отрицания проблема преемственности особо обостряется в ситуациях революционных по характеру. Именно такой момент и переживает ныне советское общество, перед которым во всей обнаженности стоит вопрос: что в нашей действительности оценить как позитив, удержать (и на его основе двигаться в будущее), а что необходимо оценить как негатив, отбросить как устаревшее, отжившее. Важнейший и деликатнейший момент!

Как отсечь плохое прошлое от прошлого хорошего, не поранив его? Тончайшая хирургия! Ведь деление нашей жизни на прошлое, настоящее и будущее - это условность, не более. Поток социального времени непрерывен, целостен и в сущности своей неделим. В сознании конкретного человека прошлое, настоящее и будущее сливаются, сращиваются в единое целое, составляя его сознание, мировоззрение.

«Где мы были? Как это могло случиться? Кто виноват?» - вот вопросы, которые ставят старшие поколения перед необходимостью нелегкой самооценки. Те же вопросы, но в существенно измененной, оценочной формулировке не могут не возникнуть и у молодежи.

Иными словами, динамика современной жизни, негативные явления общественной жизни прошлого и борьба по их преодолению, переломный этап развития общества как никогда ранее остро очерчивают грани между поколениями, обнажают различия в их вкусах и взглядах, не только на быт и досуг, некоторые культурные ценности, как это случалось всегда (три года назад на это указывали около 70% опрошенных молодых людей), но сказываются на политическом и нравственном сознании молодежи, ее идеалах, политической вере.

Наши исследования в последние годы зафиксировали рост критических настроений в молодежной среде, обострение у нее чувства социальной справедливости. В целом это позитивный процесс. Сегодня критический накал в молодежной среде велик как никогда. В критике как в знаменитом плакате времен гражданской войны «Ты записался добровольцем?», сегодня звучит голос нашей судьбы.

В то же время рядом со здоровым критическим настроением соседствует тенденция критиканства, о которой не раз уже говорил в своих выступлениях Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, тенденция неприкрытого негативизма. Попытка решить что-либо в нашей жизни без достаточно ясного представления о том, что и как надо созидать, ничего, кроме вреда, принести не может. Для разрушения пригодны любые средства, для созидания - только истинные.

Проблема, собственно говоря, состоит в том, что никто иной, а именно молодежь самой логикой процесса преемственности поставлена на «стык» прошлого с настоящим и настоящего с будущим, именно молодежи во многом принадлежит роль «селекционера» в анализе материального и духовного достояния, накопленного предшествующими поколениями. От отношения молодежи к прошлому и настоящему, от уровня ее идейной и политической зрелости, нравственной культуры, зрелости мышления, одним словом, от уровня воспитанности зависит точность оценки этого достояния и, следовательно, темпы общественного развития.

В данной аудитории не нужно особо доказывать, что советское общество в целом может гордиться своей молодой сменой. По присущим ей духовным и социальным качествам, творческим потенциям старшее поколение имеет смену, способную обеспечить ускоренный прогресс нашего общества. Например, 80% молодежи работает высокопроизводительно, качественно, две трети опрошенных молодых людей готовы пожертвовать ростом личного благополучия и «затянуть ремни», если этого потребуют интересы укрепления обороноспособности нашей страны; более двух третей высоко ценят и используют предоставляемые обществом возможности для получения образования, овладения ценностями культуры и т.п. Можно привести немало других позитивных данных.

В то же время исследования последних лет вскрыли немало проблем в жизни, развитии и воспитании молодежи. Нам еще многое предстоит осмыслить. Мы отмечаем тенденцию политизации сознания молодежи, но при этом видим, что она идет как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Налицо растущее стремление молодых людей к ценностям нашей культуры, рост патриотических настроений, социального оптимизма. И в то же время вынуждены говорить об усилении тенденции бездуховности, которая выражается в целой совокупности проявлений: прагматизме, вещизме и потребительстве, иждивенчестве и эгоизме, индивидуализме и пессимизме. Наша пресса в последнее время много пишет о таких явлениях, как двоедушие, одиночество в толпе, «кабульский синдром». И не без оснований. Среди молодежи в последние годы усилилось пьянство, наркомания, отчуждение от формальных структур и стремление в сторону множества т.н. неформальных объединений, одни названия которых повергают в смущение. Ну, ладно, ВИА, йога, кружки самообороны, кино- и фотообъединения, клубы любителей фантастики. А «хиппи», «панки», «фарца», «ретро», «попперы», «хайлафисты», «хэви металлисты», «рокеры», «растафарианисты», «дзэнбуддисты», «последователи Кришны», «муниты»?

Мы не можем игнорировать тот факт, что треть опрошенных юношей и девушек ушла от ответа на вопрос: «Готов ли ты пойти на ограничение роста личного благополучия, если этого потребуют интересы обороноспособности страны?»; что 6% самодеятельных объединений (а они объединяют сотни тысяч молодых людей) в известной мере деструктивны в своей деятельности; что каждый шестой из опрошенных не верит в то, что имеет возможность влиять на решение государственных дел; что более половины опрошенных занимают абстрактно-пацифистскую позицию в оценке войны как общественного явления; что налицо рост индифферентного отношения к религии, а среди высокообразованной молодежи - рост верующих; что у молодежи во многом утрачен интерес к серьезной социально-философской, экономической, технической литературе (среди 15-ти видов эта литература у всех категорий, в т.ч. у ИТР, не поднимается выше 12-го места).

Немало серьезных проблем в сфере труда и трудового воспитания молодежи. Да, 85% молодежи успешно справляются с плановыми заданиями. Да, 80% стараются работать с полной отдачей сил, две трети строго соблюдают трудовую дисциплину. И в то же время нарастает тенденция безразличного и отрицательного отношения к труду. Доля молодежи с таким отношением к труду составляет более 18%, по отдельным регионам до 25%. Около 20% молодых рабочих не соблюдают режим экономии, более 30% имеют случаи нарушений трудовой дисциплины, около 90% не участвуют в НТТМ. Еще не освоив как следует одну профессию, более одной трети молодых людей хотят сменить ее.

Остро дают себя знать социальные проблемы молодежи.

Иными словами, по своим трудовым, некоторым идейно-нравственным характеристикам сегодня значительная часть молодежи не отвечает тем потребностям и ожиданиям, которые сформировались у общества по отношению к ней и усилятся в будущем.

Эта ситуация еще больше обостряется на фоне абсолютного и относительного сокращения доли молодежи в структуре населения страны.

Мы по инерции все убаюкиваем себя данными о том, что с момента переписи населения в 1970 году к моменту переписи 1979 года доля населения в возрасте от 15 до 29 лет увеличилась на 17 млн. человек (с 21,8% до 26,6%). Однако буквально в последние годы демографическая ситуация резко ухудшилась. Прирост населения замедлился, и прежде всего, из-за снижения рождаемости. Растет количество разводов (с 0,6 в 1955 г. до 3,1 в 1985 г. на 1000 чел.). Сегодня в стране ежегодно регистрируется более миллиона разводов, что составляет почти половину заключенных браков. Семью в возрастной группе 18-30 лет создают два человека из трех. Большинство молодежи ориентируется на однодетную семью, и лишь 7% - на трехдетную, которая позволяет обеспечить не только рост, но воспроизводство населения.

Все это привело к тому, что если в первой половине 70-х годов на 100 человек, выходящих из молодежного возраста, приходилось 181 человек, вступающих в него, то теперь, во второй половине 80-х годов, это соотношение резко изменилось и имеет знак "минус" – 100 чел. «Демографическая яма», которая образовалась в нашем обществе как следствие огромных человеческих жертв и прежде всего среди мужского населения в Великой Отечественной войне, будет давать себя знать в полном объеме до конца следующего десятилетия и долгое время после.

Общий вывод из сказанного: у советского общества на этапе интенсификации его развития в отношении к молодежи сложилась новая проблемная ситуация, которую надо осознать. Мы должны ответить на вопросы о том, каковы конкретные запросы и требования общества и партии к молодежи и комсомолу в различных сферах общественной жизни; какова роль молодежи и комсомола в обществе в новой исторической ситуации; в чем сущность и содержание перестройки применительно к молодежной среде; какова взаимосвязь и взаимозависимость этой перестройки с перестройкой в обществе в целом и в отдельных его сферах; каким образом должна быть перестроена в соответствии с происходящими изменениями в молодежной среде деятельность комсомола, система научных исследований молодежи, система пропаганды, обращенной к молодежи, деятельность всех институтов воспитания.

На основе общих положений и установок ХХVП съезда КПСС нашему обществу предстоит совершить творческий акт, в ходе которого должна произойти смена представлений о типах общественного развития (переход от преимущественно экстенсивного типа к преимущественно интенсивному), в том числе и выработка нового, утонченного взгляда на молодое поколение, роль комсомола в обществе, взгляд, который бы полнее отвечал требованиям исторической ситуации.

Не на словах, а на деле мы должны признать объективную закономерность возрастания роли молодежи в жизни нашего общества в условиях ускорения и интенсификации, известное несоответствие между потребностями общества и возможностями молодежи; необходимость выработки новой, более сильной молодежной политики КПСС и Советского государства как способа реализации закономерности и означенного противоречия.

К сожалению, мы нередко запаздываем с выявлением тенденций и закономерностей, управляющих процессами и явлениями в молодежной среде, как и в обществе в целом, или обнаруживаем их тогда, когда они уже теряют свою силу. Мы нередко по инерции продолжаем верить в то, чего уже нет, делаем то, чего делать уже не следует. Это значит, что в таких случаях мы идем против течения жизни, не только не ускоряем процессы, но и тормозим их.

Между тем ясно, что осознать явление вовремя, выдвинуть идею с заглядом в будущее значит дать новый стимул, новый импульс ускорению, интенсифицировать его. Идея максимально полной реализации закономерности возрастания роли молодежи и комсомола в жизни советского общества, выработки новой, более сильной молодежной политики, на наш взгляд, относится к числу одной из таких идей.

Что мы имеем в виду, произнося слова "молодежная политика"? Во-первых, систему идей, теоретических положений и директив действия относительно места и роли молодого поколения в социалистическом обществе; во-вторых, практическую деятельность партии, нашего государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих идей, положений и директив в целях формирования и развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах строительства нового общества. Идейно-теоретическую основу молодежной политики составляют марксистско-ленинская концепция места и роли молодого поколения в общественной жизни, ленинская концепция коммунистического союза молодежи в социалистическом обществе, совокупность идей и положений о молодежи и комсомоле, содержащихся в документах КПСС.

Политическим и теоретическим основанием для постановки вопросов о необходимости выработки новой молодежной политики на современном этапе являются не только объективные требования ускорения общественного развития на основе интенсификации к различным классам, социальным группам, в том числе и к молодежи, но и положения ХXVII съезда КПСС; новой Программы и нового Устава КПСС, непосредственно касающиеся молодежи и комсомола. Положения эти обладают принципиальной новизной. Во-первых, партия в рамках совершенствования своей социальной политики указала на необходимость значительно усилить внимание к социальным проблемам молодежи, развитию и более полному удовлетворению ее интересов и запросов; во-вторых, возвышен статус комсомола в обществе как организации общественно-политической; в-третьих, указано на необходимость поднять роль ВЛКСМ в обществе как организации самодеятельной; в-четвертых, сформировано требование активнее выдвигать молодежь на руководящие должности в государственные и хозяйственные органы; в-пятых, указано на право общественных организаций, в том числе комсомола, приостанавливать принятие администрацией управленческих решений, если они не отвечают интересам молодежи.

Новый этап в развитии молодежной политики, на наш взгляд, означает переход к более систематичной, более организованной и скоординированной работе с молодым поколением.

Сегодня мы отмечаем, что в работе с молодежью накопилось много проблем. Причин для этого не одна и не две. Во-первых, очевидно, что система коммунистического воспитания далеко не в полной мере обеспечивает интериоризацию (перевод) идеалов, потребностей, интересов, ценностей общества в идеалы, потребности, интересы, ценности молодых людей, т.е. действует недостаточно эффективно. Существующие недостатки в ее деятельности влекут за собой ряд серьезных противоречий, которые, с одной стороны, тормозят социально-экономическое развитие общества, с другой - порождают нежелательные проблемы в самой молодежной среде.

Многие проблемы молодежи, во-вторых, объясняются тем, что сплошь и рядом они сводились к проблемам только воспитания. Вопросы учебы, труда, быта и отдыха молодежи, т.е. те, что (кроме всего прочего) составляют условия и базу воспитания, повышают эффективность воспитательного процесса или нейтрализуют его, решались плохо.

Накопление проблем молодежи, в-третьих, объясняется и тем, что в руководящих органах, определяющих молодежную политику, в «чистом» виде они обсуждаются крайне редко. С момента принятия Постановления ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» (октябрь 1968 г.) до принятия Постановления ЦК КПСС «Об улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» (июнь 1984 г.) прошло 16 лет! За этот период выросло совсем новое поколение людей. С точки зрения перемен в сознании, ценностных ориентациях, вкусах такой динамичной категории как молодежь - это целая вечность!

Дело, наконец, не только в том, что проблемы молодежи обсуждаются редко. Дело в том, что обсуждаются отдельные, частные стороны. Между тем огромная острота проблемы работы с подрастающим поколением в полной мере может быть осознана лишь в том случае, если на нее взглянуть широко, комплексно, когда все частные проблемы труда, учебы, быта, отдыха, воспитания молодых людей предстают в полном обобщенном виде.

На наш взгляд, на нынешнем этапе общественного развития проблемы молодежи могли бы стать предметом обсуждения одного из Пленумов ЦК КПСС, на котором задачи современной молодежной политики КПСС могли бы быть сформулированы в развернутом виде.

Новый этап молодежной политики, на наш взгляд, означает значительное усиление внимания советского государства к проблемам формирования и развития, труда, учебы, быта, отдыха и воспитания юношей и девушек.

Разумеется, наше государство имеет специальные органы просвещения, высшего, среднего специального, профессионального образования, культуры и спорта. Казалось бы, что еще надо? Но, видимо, надо, коль в стороне остались социальные проблемы молодежи. Дело тут, думается, не только в том, что социальным проблемам недостаточное внимание уделялось обществом в целом. Кроме всего прочего, дело и в том, что у государства нет научного учреждения, которое бы специально и постоянно анализировало проблемы молодежи во всех аспектах, могло бы в любой момент дать широкий и обоснованный «диагноз» состояния дел в молодежной среде.

Иными словами, на наш взгляд, настало время рассмотреть вопрос о создании Государственного комитета по делам молодежи, который бы совместно с ЦК ВЛКСМ, комиссиями по делам молодежи при Советах Народных депутатов осуществлял координацию и контрольные функции в работе с молодежью, систематически информировал ЦК КПСС и Совет Министров СССР о работе с молодежью.

Представим себе, насколько улучшилась бы жизнь молодежи, если бы на основе информации, представляемой местными подразделениями Комитета, он совместно с ЦК ВЛКСМ ежегодно вносил в ЦК КПСС и СМ СССР комплексную информацию о положении дел в молодежной среде, предложения о мерах по улучшению воспитания, условий труда, учебы, быта и отдыха юношей и девушек» если б ЦК КПСС и Совет Министров СССР систематически принимали конкретные решения по реализации этих мер.

Новый этап в развитии молодежной политики заключается в значительном усилении внимания партии и государства к социальным проблемам молодежи и прежде всего к развитию и более полному удовлетворению общественно значимых интересов и потребностей юношей и девушек в сфере труда и быта, образования и культуры, профессионального и служебного роста, разумного использования свободного времени. Такой подход определен Программой КПСС, он знаменателен уже в том смысле, что означает решительный отказ от весьма распространенных в недавнем прошлом представлений о том, будто решение социализмом коренных вопросов равенства в положении и уровне жизни классов и больших социальных групп в обществе, равенства, в экономическом положении молодых людей со взрослыми равнозначно решению реальных проблем жизненного старта и условий жизни юношества.

Жизнь показала, что это далеко не так. Дело ведь не только в конституционно и законодательно провозглашенных правах и свободах молодежи. В нашем обществе они поистине огромны. Главное - в реальном положении вещей. Идея социальной справедливости социалистического строя сознается молодыми людьми через конкретные дела ради их блага. Единство слова и дела сказывается на социальном самочувствии и настроении молодежи, а они, в свою очередь, - на ее поведении, отношении к труду, общественно-политической деятельности, т.е. на темпах интенсификации и ускорения общественного развития.

Принцип социальной справедливости, о котором мы сегодня так много и справедливо говорим, направлен на выравнивание «стартовых» различий среди вступающих в жизнь молодых людей. И если часть из них получает особые привилегии, связанные с положением и деятельностью их родителей (дополнительные материальные блага, наследства, поступление в вуз, продвижение по службе и т.п.), которые другая часть детей (большая!) получить не может, это осознается ими как несправедливость, сказывается на сознании и социальном самочувствии.

Серьезной социальной проблемой в конце 70-х- первой половине 80-х годов стало обеспечение равного и полного доступа молодежи к духовным ценностям. Нехватка клубов, домов культуры, кинотеатров и театров во многих городах и селах страны - печальная реальность. В стране 624 театра, которые находятся в 277 городах. 1861 город, где проживает 43% городского населения, не имеет ни одного театра. А всего 63% населения страны (вместе с сельским) не могут приобщиться к театральному искусству. В стране всего 55 ТЮЗов!..

Или взять кино. Молодежь составляет около 80 процентов всей киноаудитории страны. Если на среднестатистического жителя приходится 12 кинопосещений в год, то в молодежной среде эта цифра намного выше - 50-60 кинопосещений. Кино стало основным источником духовной пищи молодых людей. И это прекрасно. Как говорил В.И.Ленин, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Проблема, однако, в том, что кинопрокат забил экран такими фильмами, которые пользуются спросом у молодежи, но не несут позитивной воспитательной нагрузки, а зачастую совсем наоборот.

Анализ 5000 писем, поступивших после публикации в «Комсомольской правде» статьи Ю. Гейко «Зачем пришла к нам Анжелика?», показывает, что как минимум половина писем содержит поддержку этого и ему подобных фильмов. Пишут целые классы. Вот письмо школьников Усолье-Сибирской (Иркутская обл.) школы № 12: «У нас в классе 40 человек, и все, буквально все ходили на фильм «Танцор диско», а некоторые по 10 раз. А вот «20 дней без войны» большинство не видели. Ну разве можно сравнить наши фильмы и ихние. Не сравнить и наши песни и песни зарубежные». А вот слова школьницы Ивановой из Минска: «Был бы автор помоложе, да рядом, я бы ему челюсть свернула... Как он может судить о таких замечательных фильмах, как «Танцор», «Клеопатра», «Анжелика в гневе»? ...Меня не сломить: 17 лет, пью, курю, занимаюсь фарцовкой, дзюдо, комсомолка».

Родительница одной из таких девушек пишет: «Моя дочь, придя после «Анжелики» домой, сказала мне: «Мы не живем, а существуем. Дай мне 5 рублей, я пойду в кафе и «побалдею». Был скандал, денег я не дала, но давление у меня подпрыгнуло. Вредительство какое-то».

Думается, что принципиальным моментом новой, более сильной молодежной политики является значительное увеличение государством вложений денежных и материальных средств «в молодежь».

Речь идет о капиталовложениях в буквальном смысле: в строительство детских яслей и садов, клубов, домов и дворцов культуры, домов молодежи, клубов технического творчества, в молодую семью. В молодежи надо видеть ту перспективную «отрасль» общества, вклады в которую дают самый большой «процент с оборота» средств везде и всюду, сегодня и завтра.

На наш взгляд, целесообразно разработать Всесоюзную комплексно-целевую программу «Молодежь страны Советов» на период до 2000 года, которая стала бы дополнением к «Основным направлениям социально-экономического развития нашего общества на период с 1986 по 2000 гг.» Данная Программа могла бы состоять из серии проектов («Труд», «Учеба», «Быт», «Досуг», «Воспитание молодежи» и др.), осуществлению которых и была бы подчинена вся молодежная политика КПСС, Советского государства, деятельность комсомола и других общественных организаций. Для реализации этой всесоюзной Программы целесообразно создать Государственный денежный фонд молодежи.

Речь должна идти об увеличении количества и особенно качества труда, «вкладываемого» в молодежь теми, кто формирует ее духовный облик. Серьезных книг, кинофильмов и спектаклей, раскрывающих мир современной молодежи, почти нет. Молодежная тема среди писателей, поэтов, журналистов, драматургов не пользуется высоким престижем. Среди воспитателей молодежи немало таких, кого к ней и допускать бы, по-хорошему, не следовало.

Новый этап в развитии молодежной политики в СССР означает укрепление ее политико-правовых основ. В этом смысле исключительное значение имеют многие положения, содержащиеся в новой редакции Программы КПСС, Уставе КПСС, принятых XXVII съездом партии, в Политическом докладе ЦК КПСС и его решениях. Однако, чтобы политические установки и положения «заработали» во всю мощь, их необходимо перевести на юридический язык, то есть принять специальные законы.

Оптимальным решением этой проблемы следует считать принятие Закона СССР о молодежи, что позволило бы в более полной мере отразить права и обязанности молодежи, комсомола в советском обществе, сделать правовые акты о молодежи удобными и доступными как для применения их теми, кто работает с молодежью, так и для самой молодежи.

Реальным потребностям практики отвечало бы и создание Кодификационного сборника законодательств РСФСР о молодежи, аналогичных сборников в других союзных республиках, а также соответствующих сборников научно-практических рекомендаций к ним.

Новая, более сильная молодежная политика требует утвердить в нашем сознании взгляд на молодежь, более полно отвечающий исторической ситуации. Мало на словах признавать объективную закономерность возрастания роли молодежи и комсомола в жизни советского общества.

Речь идет прежде всего о создании вокруг молодежи такой нравственно-психологической атмосферы, такой демократической обстановки, которые в единстве с новыми, более совершенными способами и формами жизнедеятельности самой молодежи и переосмыслением ею своей роли в обществе привели бы к достижению на деле новой, более высокой роли молодого поколения в жизни советского общества.

Речь, в частности, идет об изъятии из нашего сознания представлений о молодежи как прежде всего и главным образом об объекте воздействия. Интенсификация общественной жизни предполагает и требует видеть в молодежи преимущественно субъект исторического действия, активную созидательную силу. Речь идет о том, чтобы семья и общество не столько давали детям и молодым людям все, что они хотят, сколько разрешали им делать все, что они хотят. Разумеется, если эти дела отвечают интересам общества.

Речь идет о том, чтобы чрезмерную, всесоюзных масштабов «родительскую опеку», назидательную дидактику решительно заменить на концепцию самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, утвердить деятельностный подход в воспитании.

Речь идет о том, чтобы систему многочисленных «табу» заменить на систему терпимости и лояльности, требовательного доверия к молодым людям.

Конечно, можно, как и прежде, продолжать с умилением повторять, что «мы все в долгу перед детством». Можно, как и прежде, действовать по схеме: «Молодежь у нас хорошая. Давайте ее похвалим и призовем». Да, все лучшее мы действительно отдаем детям. И молодежь у нас хорошая. Во многом все так, как мы говорим. Во многом, но далеко не во всем.

Мы должны полнее отдавать себе отчет в том, что молодежи принадлежит не только будущее, но и настоящее; что она не только готовится жить, но уже живет и, стало быть, требуется, чтобы проблемы ее учебы, труда, быта, досуга решались уже сегодня; что будущее - это не только то временное состояние, которое еще не наступило, но в главном будущее - это мальчишки и девчонки, парни и девушки, которые живут рядом с нами: радуются и страдают, вдохновляются и разочаровываются, любят и ненавидят, верят и разувериваются, надеются и теряют надежды, если их не замечают, если их обижают, если им не доверяют, не помогают.

Несмотря на всю внешнюю непохожесть современной молодежи и ее стремление одеться в джинсы фирмы «леви» и кроссовки фирмы «Адидас», старшее поколение не в праве думать, что коль они «не такие, как мы, то они могут и «пойти не туда». Более того, именно в этих условиях старшие поколения должны дать молодежи как никогда за все годы Советской власти значительный «кредит доверия». Не боязнь молодежи, не менторство, не лесть и заигрывание, которые в отношениях с молодежью В.И. Ленин категорически отвергал, а именно доверие к молодым должно резко возрасти. Товарищеское, отеческое доверие. Доверие, которое всегда лежало в основе молодежной практики КПСС, составляло ее сущность.

Особенность момента в том, что речь уже не об увеличении количества доверия, а прежде всего о его характере, качестве. Сегодня М.С. Горбачев говорит о необходимости «полного политического доверия к молодежи». Доверять молодежи нужно во всем, до конца, и не только потому, что «молодежь не подведет», а с полным осознанием того, что есть такие задачи, решить которые может в основном, а порой только, молодежь; что ключи от ускорения находятся в руках у нее, что именно она и никто другой осуществит действительное ускорение развития нашего общества в 13-й и 14-й пятилетках.

Доверять молодежи не на словах, а на деле - значит проявлять к ней терпимость. И не только в тех случаях, когда речь идет о вкусах, но и тогда, когда молодежь выбирает какую-то неведомую, непонятную и потому «опасную», на взгляд старших, линию поведения, когда совершает не очень серьезные поступки.

Криминологи свидетельствуют, что едва ли не все юноши и девушки, побывавшие в местах заключения в возрасте до 18 лет, до конца жизни остаются людьми с деформированной психикой, нравами, ценностными установками. Положительный исход - исключение. Такие же молодые люди с отклоняющимся поведением, по отношению к которым была проявлена терпимость, с годами, как правило, становятся нормальными, хорошими людьми. Думаю, что это серьезная социальная проблема, достойная специального и обстоятельного обсуждения.

К сожалению, у правоохранительных, советских и комсомольских органов слишком силен «запретительный инстинкт», который проявляется всякий раз, как только мы сталкиваемся с процессом, которым не можем управлять.

Взять те же самодеятельные объединения и различные неформальные группы. Как долго иx замалчивали! Потом пугали ими и были напуганы сами. Теперь, кажется, по крайней мере в Москве, мы начинаем преодолевать этот необъяснимый страх, который овладевал многими при словах «фанат», «металлист», «панк». В процессе узнавания завязался диалог с этими группами. Выходят из «подполья», появились на экранах телевизоров рок-группы. Проведен первый всесоюзный конкурс самодеятельной песни. И что же? Разве общество что-нибудь потеряло? Только приобрело. И прежде всего своих граждан, часть которых стояла по отношению к нему в своеобразной, зачастую неосознанной психологической оппозиции.

Выработка новой, более сильной молодежной политики требует более трезво, реалистично, объективно, т.е. с позиций науки оценить состояние дел в молодежной среде. Парадокс состоит в том, что сегодня в стране нет учреждения или органа, который вполне обоснованно мог бы дать комплексную, всестороннюю оценку социального облика и деятельности молодого поколения. И если такие оценки все же делаются, то они, во-первых, сплошь и рядом односторонни, во-вторых, во многом интуитивны, субъективны, построены на знании некой суммы фактов, пусть даже большой, а не на комплексных и междисциплинарных исследованиях.

Мы не можем дать обобщенную научную картину молодого поколения страны в середине 80-х годов из-за отсутствия молодежной статистики, не можем представить полную демографическую ситуацию. Из-за отсутствия специалистов и исследований не представляется возможным составить психологическую характеристику современной молодежи. По различным причинам из поля зрения науки выпали многие социальные и социально-экономические проблемы юношества. Отсутствие единых методик социологических исследований приводит к тому, что многочисленные исследования, проводимые в разных концах страны, страдают низким качеством, несопоставимы и потому во многом бесполезны.

Со всей определенностью нужно сказать о том, что со стороны исследователей академических, партийных и научных учреждений (не на словах, а на деле) проявляется пренебрежение к молодежной проблематике, она считается в лучшем случае второсортной. Этот тезис, мне кажется, не следует даже доказывать. Количество научных подразделений, изучающих молодежь, в системе АН СССР не растет, а сокращается. В октябре 1984 года после принятия постановления ЦК КПСС по комсомолу секция Общественных наук АН СССР приняла хорошее решение, но оно осталось на бумаге.

Время ставит на повестку дня создание Государственного института проблем молодежи, который бы проводил комплексные исследования, координировал деятельность остальных научных подразделений страны в этой сфере научного знания. Необходимо создание единого банка данных и банка знаний о молодежи в рамках ИНИОН АН СССР.

Таковы, товарищи, некоторые вопросы молодежной политики на современном этапе, которые мы разрабатываем в нашем Научно-исследовательском центре. Возможно, кому-то из вас некоторые мысли покажутся спорными, а предложения - недостаточно аргументированными, слишком общими, глобальными. Отчасти это впечатление может сложиться из-за нехватки времени на аргументацию. Но хочу сказать о другом.

Конечно, мы можем, как и прежде, мыслить по типу «в отдельных магазинах нет отдельной колбасы», играть в фактики и делать вид, что понимаем, что каждый из них в отдельности еще не несет смысла, что такая игра создает опасность широкой необобщенности знаний об обществе, в нашем случае - о молодежи; мы можем, как и прежде, надеяться на то, что «кто-то», «где-то» за нас сделает эти обобщения, сформулирует ту или иную концепцию, теорию, а мы подхватим ее, растащим по тысячам диссертаций, книжек, брошюр.

Но время сейчас иное. Партия, время требуют от нас думать самим. Требуют мыслить диалектично, смело, широко. Ибо обобщенная правда, мысль, идея - самые нужные, поскольку несут с собой общие, принципиальные и, стало быть, главные и самые необходимые решения. Вот почему мы в нашем Центре пытаемся идти на такие обобщения.

24 октября Секретариат ЦК ВЛКСМ в течение 3-х часов обсуждал предложения НИЦ о перестройке в комсомоле. Впервые в истории Центра Секретариат ЦК в высшей степени заинтересованно и горячо обсуждал нашу теоретическую широкоплановую работу и в главном поддержал нас. Это - важный результат.

Но есть и сверхрезультат, он еще важнее: мы твердо знаем теперь, как благодарно откликается практика на попытку заглянуть вперед, на прогноз, на серьезную теоретическую модель, пусть даже не завершенную. И это вдохновляет.

Сегодня и завтра вы услышите на научной сессии серию докладов руководителей подразделений Центра, которые тоже претендуют на некоторые обобщения в различных сферах жизнедеятельности молодежи. Это фрагменты и синтез из тех трех аналитических научных отчетов, которые мы представляем в ЦК ВЛКСМ в порядке подготовки к XX съезду комсомола. Хочу надеяться, что наши сообщения будут интересны и полезны для вас.