На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ - ЭМБРИОНАЛЬНОЕ

На протяжении многих лет ведется дискуссия на тему образования. Одни – как правило, представители вузов – утверждают, что российское образование лучшее в мире, другие, среди которых работодатели, считают, что оно не отвечает современным требованиям рынка труда. Кто же ближе к истине! С этого мы начали беседу с человеком, знающим ситуацию как в сфере государственного, так и негосударственного образования. И.М. Ильинский десять лет возглавляет вуз, выросший на базе Высшей комсомольской школы, – Московский гуманитарный университет.

ДОСЬЕ

Ильинский Игорь Михайлович – ректор Московского гуманитарного университета (в прошлом – Московская гуманитарно-социальная академия, до этого – Институт молодежи), доктор философских наук, профессор; область научных исследований – теоретические аспекты социологии молодежи и молодежного движения, философия и социология образования; общественная деятельность – президент Национального союза негосударственных вузов, директор Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии»; личная жизнь – женат, двое детей; внук Денис учится на юрфаке Московского гуманитарного университета; друзья – Георгий Мовсесян, Валентина Толкунова, Марк Минков и другие известные в стране люди. Минков, кроме того, еще и автор музыки к гимну университета, написанному И. Ильинским; кредо – быть самим собой.

– Ни одна страна мира не имеет оснований утверждать, что у нее лучшая система образования, особенно без доказательств, – говорит Игорь Михайлович.– Какие аргументы мы приводили раньше? Космос, спутник, оружие... Да, все это имело место быть. Но Америка опережала нас по количеству Нобелевских лауреатов, научных открытий... Да, у нас была блестящая физико-математическая школа, мы построили индустриальную державу. Техника, созданная в советские времена, по сей день служит стране. Хуже обстояли дела с социальными и гуманитарными науками. Они были чрезмерно идеологизированы, что мешало пониманию социальных процессов. Слабость социально-гуманитарного образования, если хотите, стала одной из причин того, что рухнул Советский Союз. Мы плохо знали, что происходило в собственной стране и в мире. Огромное количество блестящих ученых из других стран были неизвестны нам. Только в последнее десятилетие я открываю для себя книги, написанные 40-50 лет назад. Поэтому как можно сказать, что у нас было лучшее гуманитарное образование? Одно из лучших, в ряду пяти-семи стран – да, можно согласиться.

А что в настоящем? Есть ряд критериев, по которым во всем мире оценивается состояние современного образования: учебные стандарты, материально-техническая база, уровень профессорско-преподавательского состава, потенциал студентов, сколько тратится средств на подготовку студентов. Чем мы тут можем гордиться? Технической оснащенностью? Но мы прекрасно знаем, что во многих сельских школах компьютеры до сих пор не видели (а высшее образование вырастает, как вы понимаете, из общего), во многих вузах стоит устаревшая техника. Преподаватели часто не умеют ею пользоваться, да и не хотят осваивать. Поэтому сегодня я тем более не стал бы утверждать, что российское образование – лучшее в мире. Но и хаять наше образование я тоже не стану. Мне пришлось бывать во многих странах мира и общаться с культурной и политической элитой. Никогда я не чувствовал себя менее образованным, чем они. От западных ученых и в прошлые времена я неоднократно слышал прекрасные отзывы о наших студентах и специалистах. Недавно наш университет принимал 12 ректоров из Парижа. Уезжая, они сказали: «Мы восхищаемся вашим вузом и вашими студентами, их способностями». Студенты нашего университета учатся один год в университете Париж-2. На фоне французских студентов они также выглядят прекрасно. Это взгляд со стороны, ему можно доверять, не правда ли?

Вот вы говорите, работодатели недовольны качеством образования. А что такое сегодня бизнес? Там немало отчаянных ребят, которые наживают капиталы не всегда честным путем. И потому рассуждают они очень примитивно: ты приносишь мне много денег – значит, у тебя хорошее образование, а если не умеешь жульничать, то вуз, который ты окончил, подкачал. Один из очень крупных предпринимателей взял на работу моего знакомого в управление по поглощению и развитию предприятий. Этот человек понятия не имел, как поглощать, но ему сказали: «Будешь хорошо «поглощать» – будешь иметь деньги». Судя по всему, общий язык они нашли, но причем тут образование, а тем более его качество? Я не распространяю этот подход на всех бизнесменов. Есть немало высококлассных предпринимателей. Вот их взгляд на образование очень важен.

– Бытует мнение, что самые умные и подготовленные студенты учатся в престижных государственных вузах на бесплатной основе, а негосударственным образовательным учреждениям достаются остальные. Это правда?

– И правда, и в то же время неправда. Правда в том, что каждый человек хочет поступить в престижный вуз и при этом не платить за учебу. Но ведь не секрет, что многие бесплатные места продаются! Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов недавно опубликовал новые данные о взятках: ежегодно 26,8 млрд. рублей тратится на взятки в вузы, из них 11 млрд. рублей – на поступление. Но речь о госвузах. Понятно, что скромного количества действительно бесплатных мест не хватает на всех способных абитуриентов, и тогда они идут на платные отделения госвузов и в негосударственные вузы. То есть, это неправда, что в негосударственных вузах учатся «отсевки». Свою точку зрения я готов подкрепить и «внутривузовскими» примерами. Я уже говорил, что ежегодно несколько студентов нашего университета поступают в парижский вуз, который готовит политическую элиту Франции. Так вот двое из них получили предложение продолжать учебу в аспирантуре и стипендию в 800 евро ежемесячно. Другой факт. Недавно мы провели аудит факультета рекламы, с этой целью был приглашен профессионал из МГИМО. Он отозвался о наших студентах в превосходных степенях! «А ваши студенты лучше наших?», – уточнил я. «Ваши сильнее», – ответил он.

– В свое время министр образования В. Филиппов утверждал, что государственным вузам могут составить конкуренцию лишь один-два негосударственных.

– В принципе, я думаю, 15-20 процентов из 570 негосударственных вузов России ничуть не хуже, а в некоторых случаях лучше части государственных. Что касается нашего вуза, я в этом убежден. По большинству аккредитационных показателей мы превосходим их в два-три и более раз. Но не будем забывать, что негосударственному образованию 12 лет! Никто почему-то не хочет понять это. Ведь в природе как все устроено? Сначала зерно, потом хилый росток. Вырастет ли из него что-нибудь или он зачахнет – покажет время. Конечно, к вузам необходимо предъявлять требования уже сейчас. Но здесь принцип должен быть один: соблюдайте закон! Если государственную систему образования необходимо модернизировать, перестраивать, то негосударственная – еще только строится, в историческом плане она находится еще в эмбриональном состоянии. В октябре 2003 года мы учредили Национальный союз негосударственных вузов России. Это объединение тех, кто исповедует стратегию нового качества высшего образования, адекватного вызовам XXI века. Он будет объединять уже состоявшиеся вузы с хорошей деловой репутацией. Сейчас идет их отбор.

– Как отличить хороший негосударственный вуз от плохого? В реальной жизни нередко возникают ситуации, когда вузы не выполняют договорных отношений. А когда студенты проявляют недовольство, им говорят: не нравится – переводитесь в другой вуз. На деле это означает потерю года и денег.

– Сегодня гарантией качества вуза является государственная аккредитация. Это своего рода печать, на которой выведено: «качественно». Создана Ассоциация по защите прав потребителей в области образования. Студенты, я знаю, обращаются и с ее помощью выигрывают дела в суде. Но это правовая сторона вопроса, а есть еще нравственный аспект. У тех, кто занимается обучением и воспитанием, огромная моральная ответственность. Взялся учить – служи Родине через служение образованию.

– Как вы считаете, каким в идеале должно быть образование: платным или бесплатным?

– Оно должно быть и платным, и бесплатным. Изначально образование было привилегией избранных, а потому платным. С возникновением и развитием государства требовалось все больше специалистов, и их стали готовить на бесплатной основе. Но сегодня спрос на высшее образование стал массовым, а государство – в силу разных причин – не в состоянии удовлетворить его в полном объеме. Единственный выход – разрешить платные услуги в сфере образования. Тем более, что в обществе есть люди, чьи доходы позволяют оплачивать учебу своих детей. Но это ни в коей мере не говорит о том, что образование полностью должно перейти на платную основу. Государство обязано содержать лучшим, чем сейчас, образом не только школы, но и государственные вузы.

– Игорь Михайлович, мы с вами обсуждали тему взяток в государственных вузах. А есть ли такая проблема в негосударственных? Ведь кроме приемных экзаменов есть текущие, а также зачеты, проекты и т. д.

– За 10 лет своей работы ректором я не имел информации ни об одном факте взяточничества. Был случай, когда мне пришлось уволить сотрудника за то, что он брал мзду от иностранных студентов, но это не касалось учебы. Я дал ему два часа на то, чтобы убраться из университета. Я не хочу думать, что вокруг все стерильно. Некоторые студенты, на мой взгляд, проводят слишком много времени в кафе, чтобы успешно сдавать сессии. Но атмосфера в университете такая, что человеку, который будет замечен в нечистоплотности, здесь не работать.

– От студентов иногда можно услышать: при такой низкой зарплате, какая существует в России, хорошо учатся лишь фанаты и будущие эмигранты.

– Это обычное юношеское заблуждение, которое характерно не только для нынешних студентов. В их годы я тоже не совсем понимал, почему должен учиться только на «отлично». Я много занимался спортом, в кружках самодеятельности. Мог учиться на пятерки и схватить двойку. Прекрасно знал, что если захочу, то выучу сопромат за три дня. Недавно перечитывал свои письма к своей нынешней жене, написанные в 19 лет, там есть кое-что и об этом. Далеко не сразу я понял, что труд – это наслаждение, необходимость. Теперь, с высоты своего возраста, я корю себя за потерянное время и говорю студентам: то, что ты не прочитаешь сейчас, не прочитаешь уже никогда!

– В негосударственных вузах случается, что студентов отчисляют за неуспеваемость?

– Безусловно! Ежегодно мы отчисляем более 100 «двоечников», в этом году отчислено уже 79, кандидатов «на вылет» еще столько же. Но это не значит, что в университете плохая успеваемость. 35-40 процентов студентов учатся на «отлично», среди них обладатели именных стипендий «Надежда университета», «Звезда университета». Впрочем, чтобы получить такую стипендию, мало отлично учиться, надо еще проявить себя в общественной жизни университета.

– Какие опасности подстерегают негосударственные вузы?

– Все основные опасности таятся внутри системы. В первую очередь – это некачественная работа многих вузов. И это значит, что спасение кроется также в себе.

Марина Дудорова