На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


ИГРЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ

Национальный Союз негосударственных вузов (НСНВ), созданный в октябре 2003 года, провел первую пресс-конференцию учредителей этого Союза. Темой для серьезного и важного разговора стало: «Будущее негосударственных вузов России: проблемы развития». В нем приняли участие: Игорь ИЛЬИНСКИЙ - президент НСНВ, ректор Московского гуманитарного университета (бывшей гуманитарно-социальной академии, а в прошлом - Высшей комсомольской школы), доктор философских наук, профессор; Михаил КАРПЕНКО - первый вице-президент НСНВ, ректор Современной Гуманитарной академии, доктор технических наук, профессор; Сергей ПЛАКСИЙ - ректор Национального института бизнеса, доктор философских наук, профессор; Владимир БУЯНОВ - ректор Московской академии экономики и права, кандидат экономических наук, профессор; Олег СМОЛИН - депутат Госдумы РФ, 1-ый зам. председателя Комитета по образованию и науке, доктор философских наук, профессор; Евгений БУСЛОВ - один из разработчиков Закона РФ «Об образовании», зам. руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, и другие.

НСНВ - это союз единомышленников, исповедующих стратегию нового качества высшего образования, адекватного 21-ому веку и означающую внедрение инновационных технологий в образование. К слову, его членами могут стать только те негосударственные вузы, которые подпишут ХАРТИЮ членов Национального союза и специальное СОГЛАШЕНИЕ о соблюдении принципов ответственного поведения и деятельности, гарантирующие чистоту его состава. Проще говоря, будет принцип отбора, а не набора. Деятельность Союза позволит сконцентрировать корпоративные возможности и усилия наиболее успешных негосударственных вузов на решении актуальных проблем и существенно повлиять на оздоровление ситуации в негосударственном секторе высшего образования страны.

ПАРАДОКСАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ

...Самым интересным и ярким, на мой взгляд, было выступление профессора Ильинского. Игорь Михайлович в своей обычной манере называть вещи своими именами, откровенно и прямо обозначил «болевые точки»:

- В теме разговора я бы выделил два слова: «будущее» и «проблемы», только поменяв их наоборот, так как если сегодняшние проблемы не будут разрешены, то будущее тем более неопределенно. Поэтому, я бы начал с утверждения, которое может показаться многим из присутствующих - парадоксальным: мы не знаем достоверно, что такое негосударственные вузы России. Мне могут возразить, но факты - упрямая вещь: по последним данным, представленных по нашему запросу Минобразования, в стране - 571 негосударственных вузов, а цифры на самом деле «пляшут» от 380-ти до 570-ти. Куда же «потерялись» еще 200? Так же знаем, причем тоже из официальных источников, что от 600 до 750 тысяч студентов учатся в этих вузах. Вот такой получается разброс! Так где находятся оставшиеся 150 тысяч человек? Но суть даже не в этом.

В 2000-2001 г.г. коллегия Минобразования пришла к выводу, что этот сектор высшего образования - состоялся. В сентябре прошлого года в Сочи прошло выездное заседание Комитета по науке и образованию Совета Федерации, где обсуждался вопрос о роли негосударственного образования в развитии высшего образования России, и тоже был сделан вывод, что этот сектор высшего образования является его неотъемлемой частью. Тогда что заставляет меня утверждать о недостоверности наших данных о негосударственных вузах РФ?

Эти выводы базируются на знании положения вещей о той части вузов, которые за 10-12 лет «перемен» в стране достигли достаточно высокого уровня своего развития и демонстрируют хорошее качество подготовки. Во всех других случаях картина очень непонятная, стоит только коснуться статистики, поэтому вузы находятся в весьма сложном, неопределенном положении. Скажу лишь, что в прошлом году в 2,5 раза были повышены тарифы на оплату аренды и для многих это удар ниже пояса. Потому-то, никто, даже Минобразования, не знает, что происходит на самом деле в большинстве негосударственных вузов.

Еще одна очень серьезная проблема, и я хотел бы ее выделить: это тот негативный образ, сформированный в обществе по отношению к негосударственным вузам и который сегодня является серьезным препятствием в дальнейшем развитии негосударственного сектора образования. Последовательно, из года в год, не только в силу предвзятости и непонимания, а и основываясь на серьезных упущениях и недостатках многих негосударственных вузов, СМИ, а, прежде всего, руководители госструктур «рисовали» этот негативный образ. Более того, президент Союза ректоров России, ректор МГУ Виктор Садовничий на последнем съезде ректоров совершенно определенно заявил, что негосударственные вузы представляют серьезную угрозу для российского образования. Образованию в целом, это вряд ли, а вот для себя - определенно, ибо угроза, прежде всего, исходит, на мой взгляд, изнутри самого негосударственного сектора. Сие означает - низкое качество многих вузов этого сектора. В этом смысле не согласиться с критикой сложно, но нельзя же все обобщать и впадать в крайности, делая при этом глобальные выводы, близкие к тому, что не проще ли этот сектор закрыть. Поэтому, разрушить этот негативный образ можно только одним - резким повышением качества работы самого негосударственного сектора высшего образования. Есть еще ряд проблем внешнего свойства: это демографическая яма, в которую мы начинаем с будущего года постепенно вползать: опасность вполне реальная и она неизбежно приведет к тому, что и перед гос. вузами, и перед негос. вузами встанет вопрос набора студентов: вузов будет гораздо больше, чем студентов. И тогда конкуренция (она и сейчас не всегда честная), может приобрести совсем уж не «безобидные» формы.

ОБРАЗОВАНИЕ - ТОВАР?

Далее, хотел бы заметить, что много хаоса и неопределенности в высшее образование страны внесло введение ЕГЭ и ГИФО, что тоже таит в себе «подводные камни». Думаю, так же многие проблемы породит вхождение России в Болонский процесс (цель: создание до 2010 года так называемой зоны европейского образования) и как следующий шаг - вступление в ВТО, где однозначно образование рассматривается как товар, услуга. Я не против этого, просто для многих сие будет большим потрясением.

Эти проблемы не новы и сформулированы давно, вопрос в другом: что же делается для их преодоления? Ну, прежде всего попытки Минобразования своими методами в рамках закона навести порядок. А меры таковы - добиться качества сертифицирования, новых лицензионных показателей, более жестких требований, закрытия части вузов и т.д. Но на самом деле, я думаю, что это бесперспективно по сути дела, ибо эффективность невысока, при всей жесткости, с которой министр Филиппов (теперь уже бывший) и его подчиненные пытаются решить эту задачу. Мне кажется, нужен новый подход к развитию и управлению развитием негосударственного сектора образования. Негос. вузы не создают сверху, они создаются сами по инициативе людей в рамках экономических свобод и предпринимательской деятельности. Я полностью за это. Другой вопрос, что мы имеем очень много псевдовузов, которые, грубо говоря, портят общую картину, и даже не попыткой подзаработать денег, а тем, что занимаются «образованщиной», но не образованием. В этом смысле, на мой взгляд, делается очень мало. Изнутри самого сообщества не выдвинута система ценностей и не ведется организованной и последовательной работы по очищению нашей среды. 6,5 лет назад нами был создан Союз негос. вузов Москвы и области, объединивший более 30 ведущих учебных заведений, которые попытались доказать обществу, что они эффективны и хороши: проводились фестивали качества и конкурсы лидеров в образовании среди этих вузов, в этом году готовим аналогичное мероприятие.

НУЖЕН ЗАКОН!

Я не говорю, что достигнуты большие результаты, но, мы, по крайней мере, все же пытаемся делать ту работу, которая не ведется на российском образовательном пространстве. Между тем, не все вопросы можно решить на региональном уровне, большинство все-таки на федеральном, и, в первую очередь вопросы законотворчества и законодательства. Вот это и подвигло нас к созданию Национального союза негосударственных вузов. Мы установили рабочие отношения со всеми федеральными и московскими структурами, которые могут помочь нам в осуществлении поставленных перед собой задач. А их немало, назову лишь несколько: создаем сайт для освещения событий; информационный центр, куда смогут обращаться все за объективной и достоверной информацией; решаем вопрос и, уверен, положительно, о создании исследовательского Центра проблем гособразования, ибо многое подлежит именно научному осмыслению; начинаем подготовку поправок к действующему законодательству по образованию и привносим их в различные законопроекты, которые проходят через Думу и не отслеживались прежде; будем проводить сравнительные социологические исследования деятельности государственных и негосударственных вузов для того, чтобы показать: ведущие негосударственные вузы страны ничуть не уступают лучшим государственным.