Поиск Карта сайта


Rambler's Top100
ИЛЬИНСКИЙ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ

Мои дела?.. Я жил страной.
Мне подарила Русь святая
Простой девиз: «Будь сам собой.
Свети другим, себя сжигая».

И.М. Ильинский

 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
 ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
на главную страницу
библиография
книги
cтатьи. интервью. выступления.
об И.М. Ильинском и его трудах.
Книги. Статьи. Рецензии.

Rambler's Top100

Поиск по сайту
Главная / Публикации / Статьи

У нас амбициозная задача: стать лучшими

Версия для печати Версия для печати

У НАС АМБИЦИОЗНАЯ ЗАДАЧА: СТАТЬ ЛУЧШИМИ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ РОССИИ НАМЕРЕНЫ БЫТЬ ТАКИМИ ЖЕ ПРЕСТИЖНЫМИ, КАК КЕМБРИДЖ И ПРИНСТОН.

О сути, целях и проблемах негосударственного высшего образования размышляет Игорь Михайлович ИЛЬИНСКИЙ, президент Национального союза негосударственных вузов, ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук.

Негосударственное - значит свободное

- В чем смысл негосударственного образования? Зачем оно существует? Неужели нам мало государственных вузов – у них долгая история, надежная репутация? Некоторые отвечают на это вопрос просто: очень многие хотят учиться, поэтому и нашлись шустрые ребята и открыли платные институты, чтобы денег заработать. Но это очень примитивный ответ.

В дореволюционной России высшие учебные заведения, которые сейчас именуют негосударственными, назывались «вольными». Если говорить современным языком - свободными. По природе своей негосударственное образование - это образование свободное, либеральное. И если мы на самом деле строим свободное гражданское общество, необходимо понимать, что негосударственные вузы - это его важнейшие элементы. Они концентрируют интеллектуальный и творческий потенциал общества.

Смысл негосударственного образования в том, чтобы формировать новые поколения людей, мыслящих свободно, создавать новые стандарты образования XXI века. Какими они должны быть. Берусь утверждать, что точного ответа не знает никто. Ясно одно: образование нового столетия не может оставаться прежним.

Сейчас образование стало массовым. За последние 20 лет количество студентов в мире увеличилось в 6,5 - 7 раз - с 12 до почти 90 миллионов. За 7 лет число студентов в России выросло с 2,5 до 5 млн. человек. Это общемировая тенденция: образование стало высоко цениться, потому что востребован высококвалифицированный труд. Но когда образование массовое, оно в полном объеме не может быть высшим в истинном смысле!

Простой пример: вот уже три десятка лет мир не желает слышать ученых, которые буквально кричат о глобальных проблемах. Обыватели не понимают, что это не «страшилки», а правда! Они не могут перевести глобальную проблему в плоскость повседневной жизни. Это значит, что среди множества людей с дипломами настоящее высшее образование лишь у некоторой части.

Ведь конечный смысл образования не в знании, а в понимании.

Образование - это то, что остается, когда забывается все, чему вас выучили в школе. А что остается? Умение учиться, понимать, искать информацию, вкус к знаниям! Именно такое образование мы и стремимся дать своим студентам. И, кстати, поэтому негосударственные вузы должны заниматься наукой. Хотя, если смотреть с той же примитивной точки зрения, могли бы просто набирать студентов, зарабатывать деньги... Но, к примеру, в Московском гуманитарном университете тысяча аспирантов, 7 диссертационных советов, пять из них - докторские. Для негосударственного вуза это редкость.

Здесь не дадут вместо докторской колбасы ливерную

- Игорь Михайлович, а студенты вашего университета чувствуют этот свободный, либеральный дух образования?

Не только студенты, но и преподаватели. Мы - вуз с традициями, со сложившейся философией. В ноябре будем отмечать свое 35-летие. Не случайно рядом со знаменем гуманитарного университета в кабинете ректора стоит знамя Высшей комсомольской школы. Мы гордимся этим.

А студентов мы любим, и они это чувствуют. Сегодня, к примеру, я со старостами встречался. Говорю им открыто: «Вы платите деньги и не должны получать вместо докторской колбасы ливерную. Рассказывайте, что вас не устраивает». Проводим социологические опросы «Образовательный процесс глазами студентов». Итоги обсуждаем на ученом совете. Бывает, что и преподавателей снимаем. Да и среди студентов основательно почистили контингент - в этом году уже 120 человек за неуспеваемость отчислили!

- А ведь есть расхожее мнение о платном образовании: заплатил деньги - «автоматом» получил диплом. У вас не так?

- Такой период был, когда у негосударственных вузов была проблема с набором студентов. Конечно, тогда приходилось закрывать глаза на нерадивость некоторых студентов - они ведь приносили деньги. Но уже несколько лет с точки зрения экономики для нас не имеет значения, сотней студентов больше - сотней меньше. А пример очень действует! Как только начали пачками отчислять, остальные подтянулись быстренько! Свобода свободой, но требования у нас высокие. Иначе как можно говорить о качестве образования?

Качество образования - главная проблема

- Но ведь не во всех вузах дела обстоят столь радужно?

- Главная проблема негосударственных вузов сегодня - в качестве образования. Среди 570 с лишним университетов, институтов, академий не более сотни - то есть 15 - 20% - в состоянии дать образование хорошего уровня. Отсюда и негативный образ нашего сектора образования. Человек столкнулся с одним, вторым, третьим плохим институтом - все, образ сформирован! Почему качество образования в подавляющем большинстве негосударственных учебных заведений низкое? Причин много. Одна из них - отсутствие материальной базы. Лишь 120 вузов имеют собственную материальную базу. А это необходимейшее условие качественного образования: психология временщика известна - он готов в любой момент сняться и улететь, он не вкладывает деньги в развитие своего дела. Вторая проблема - отсутствие равных условий с государственными вузами в правовой сфере. Третья - тот самый негативный образ негосударственного образования, который мешает притоку студентов и высококвалифицированных специалистов в наши вузы, создает психологию неустойчивости.

В Национальный союз отбираем жестко

- Вы возглавили Национальный союз негосударственных вузов. В чем смысл нового объединения?

- Образовательным сообществом негосударственных вузов мы можем управлять только изнутри: у нас нет права наказывать, закрывать. Но у нас есть нравственный закон - это Хартия Национального союза. Тем самым мы выдвигаем принципы, которые должны стать для нас законом - в сердце, в душе. Понятие высочайшей ответственности должно присутствовать у каждого, кто занимается образованием. Мы не торгуем бананами, не делаем автомобили - мы строим человека. Это высшей степени ответственное дело. Национальный союз призван стать лицом негосударственного высшего образования России. Его учредителями стали учебные заведения, доказавшие на практике свою способность дать качественное образование. Сейчас в союз входят пять вузов и три ассоциации, которые объединяют еще 50 - 60 учебных заведений. Новых членов будем отбирать по очень жестким принципам и лишь на условиях нашей Хартии, потому что хотим построить структуру, которая вызвала бы уважение и доверие общества. А для этого необходимо отделить зерна от плевел.

- Вы еще и президент Союза негосударственных вузов Москвы Московской области…

- Да, он существует 6 лет. Эту апробированную модель я хочу перенести та федеральный уровень. Когда я привожу к представителям власти от имени нескольких десятков вузов, к нам прислушиваются. Примеры? Пожалуйста. В Москве ввели налог с продаж для негосударственных вузов. Мы неоднократно встречались с Лужковым и Шанцевым. И отменили налог! Цена вопроса - 12 миллионов долларов. Национальный союз сможет вступать в диалог с властными структурами уже от имени лучших негосударственных вузов всей страны и на федеральном уровне решать вопросы, которые давно назрели.

Мы создаем свои стандарты

- Наше негосударственное образование, как бы парадоксально это ни звучало, слишком государственное! Мы учим по госстандартам, все законы написаны под госвузы. Сегодня это неизбежно, потому что наш сектор только-только становится на ноги. Негосударственному образованию в России всего 10 лет! Все стремятся к аттестации и аккредитации, потому что в этом случае государство берет на себя ответственность за качество образования - вас учат по его стандарту.

Но я могу написать свой стандарт, и он будет не хуже, а лучше! Стандарт - это не от Бога, его пишут простые люди. А в системе негосударственного образования, и в нашем университете в том числе, очень много умных людей. Это не теория: наш вуз создал два государственных стандарта. В 1990 году мы первые в России открыли факультет социальной работы и написали для него стандарт. А 8 лет назад у нас появился первый в стране факультет рекламы, и для него первый госстандарт готовили также мы.

В перспективе, я думаю, наступит время, когда нам вообще не понадобится государственный стандарт. И тогда наши вузы станут по-настоящему свободными, именно - негосударственными. Никто ведь не спрашивает у Кембриджа и Принстона, соответствуют ли они госстандарту! Так и должно быть. И мы сможем заработать себе такой же престиж, такую же высокую репутацию. Я считаю, что у ведущих негосударственных вузов должна быть амбициозная задача: стать лучшими.

Беседовала Валерия Крылова

.