На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ
ЖИЗНЕСПОСОБНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

1. Введение

1. Данная концепция представляет собой авторское понимание и трактовку проблемы воспитания как исключительно важного социального явления, предмета познания и практической заботы нынешнего российского общества и государства в переходный период их развития. Содержание концепции раскрывается путем изложения совокупности основополагающих идей по поводу воспитания в современных условиях, которые учитывают опыт прошлого, реалии и оценку настоящего, ориентированы на решение главным образом текущих задач и достижение целей не столь отдаленного будущего. В более конкретном смысле концепция представляет собой совокупность идей и положений, определяющих мировоззренческие основы, идеологию, цель, содержание, задачи, принципы, основные формы и методы воспитательной деятельности субъектов воспитания, а также способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в процессе этой деятельности, сущность которой определяется, с одной стороны, интересами и требованиями общества к личности, с другой - интересами самой личности и ее отношением к обществу и государству.

2. Авторы исходят из идеи наличия единого воспитательного пространства российского общества, что ставит его (общество) перед необходимостью выработки общей концепции воспитания новых поколений россиян, отсутствие которой чрезвычайно затрудняет разработку концепций, носящих более узкий характер: семейного воспитания, школьного воспитания, вузовского воспитания, армейского воспитания, концепции воспитательного воздействия российских средств массовой информации и т.п.; духовного воспитания, нравственного воспитания, экономического воспитания; концепций экологического, правового, политического, эстетического воспитания и т.д.

3. Согласно этой задаче данная концепция содержит предельно общие подходы ко всем рассматриваемым в ней вопросам, к пониманию проблемы воспитания в целом и отдельным ее аспектам, что, безусловно, отрицательно сказалось на глубине их проработки, предопределило известный схематизм и неполноту изложения. Именно поэтому авторы назвали данный труд «Основами» концепции, полагая, что и в этом виде он должен послужить: 1) началу интенсивных дискуссий по проблеме воспитания; 2) выводу этих дискуссий на широкую общественную трибуну из узконаучных и педагогических «цехов»; 3) достижению компромисса во взглядах на проблему воспитания органов государственной и общественной власти, представителей различных мировоззрений и идеологических установок; 4) началу активных научных исследований в области воспитания, в частности, разработки концепций воспитания по его субъектам и направлениям; 5) началу практических действий по скорейшему воссозданию системы воспитания детей и молодежи, построенной на новых принципах, наполненной новым содержанием, использующей передовые формы и методы воспитательной деятельности.

4. Отсутствие должного внимания к молодежи и ее чрезвычайно скромная роль в нынешней России не соответствует масштабам и сложности перемен, которые происходят и должны произойти в России. Молодежь должна внести в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств заложит в нее общество. Образование, обучение и воспитание - вот три главных составляющих в преодолении духовного, а в конечном счете, и социально-экономического кризиса в России.

5. Любое исследование субъективно. Полная объективность - это идеал, достигнуть которого практически нельзя. Говорить можно лишь о степени объективности, которая в решающей мере определяется методологическими установками исследователя. Авторы Концепции исповедуют реализм, конструктивизм, оптимализм, то есть такой взгляд на общественную жизнь, который находится между крайними положениями: максимумом и минимумом. Органическое развитие не терпит крайностей. Оптимализм есть способ отыскания решений - от малых до глобальных - через оптимум. Плодотворность этого метода не только в том, что оптимальное решение дает наивысший практический эффект. Не менее важно то, что стремящийся к оптимуму вынужден делать это не в одиночку, а нуждается в советчиках, оппонентах.

2. Постановка проблемы

1. Среди основных причин, резко актуализирующих проблему воспитания в нынешнем российском обществе, выделим:

1) возникновение в России новой и, опасно деструктивной для становящейся личности, катастрофической социально-педагогической ситуации;

2) разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;

3) возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации;

4) возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными реалиями;

5) активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;

6) переоценку роли образования и недооценку роли воспитания в становлении новых поколений россиян.

Общество все более осознает, куда ведут эти процессы, как дорого обходятся нации. Начинается интенсивный поиск новых подходов к воспитанию и возвышению его роли. Наиболее активно эта работа ведется педагогами-исследователями РАО, что естественно. Однако они ограничивают предмет проблематикой школьного воспитания. Поиск должен быть значительно расширен, в него должны включиться философы, социологи, психологи, ученые других направлений. Главное - решить общие вопросы и от них перейти к частным, прогнозируя развитие, а не наоборот - искать истину методом проб и ошибок, как это происходит сейчас. Работы в области поиска новой философии и создания новой концепции воспитания, на наш взгляд, имеют первостепенное значение.

3. Мировоззренческие основы воспитания

Мировоззрение - основной пункт проблемы воспитания, ибо оно определяет его идеологию и цели. С учетом сказанного в первой главе доклада с позиции идеи оптимализма схематично повторим некоторые исходные тезисы.

1. Авторы стоят на позиции философского реализма, суть которого заключена в понимании единства равноправных начал, паритета материального и идеального. Это позволяет рассматривать проблему воспитания и осуществлять воспитательный процесс в рамках мировоззренческого плюрализма, а не монизма.

2. Традиционное противопоставление интересов личности и интересов общества разрешается не путем абсолютизации ценности личности или превосходства общества над личностью, а путем сочетания их интересов и, как следствие, сочетания личного и общественного, коллективного и индивидуального начал, без нарушения меры которых каждое из них является необходимым условием нормального развития общества. Личность немыслима вне общества. Общество предполагает личность. Они развиваются во взаимослужении друг другу, стремясь к социальной гармонии.

3. Этика. Этическим (моральным, нравственным) является свободное служение личности надличностным, истинно сущим, естественным ценностям, а не «интересам пролетариата», «делу социализма» и т.п. Чем выше ценность, которой служит личность, тем выше ее собственная ценность, тем полнее она раскрывается.

4. Историософия. Признавая многофакторный характер детерминации развития истории, авторы считают, что наряду с материально-экономическими законами на исторический процесс в равной мере влияют идеи и отдельные личности. Развитие общества не имеет конца и потому попытки завершить и увенчать историю какой-либо «совершенной» формацией есть утопия. Общество ставит идеалы и стремится к ним, но в то же время сознавая, что на практике создать идеальное общество и идеального человека невозможно.

4. Идеология воспитания

1. Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Речь не о политической идеологии типа «марксистско-ленинской или «буржуазной». Россия не может вновь позволить себе одностороннего взгляда на мир лишь через призму законов классовой борьбы и т.п. Ориентация не на «коммунистическую» и не «буржуазную», а на российскую идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее.

2. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития России.

Исходными являются положения о том, что российское общество есть содружество людей, построенное на утверждении:

- личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации;

- общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития;

- взаимоотношений личности и общества, основанных на согласовании интересов личных и общественных;

- государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала.

В основу развития российского общества должны быть положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, права, труда и неотчуждаемой собственности.

Даже в катастрофической ситуации российское общество не должно терять человеческое лицо, а, наоборот, обретать его в процессе сознательной гуманизации всех основ жизни - особенно в сфере образования, духовного и нравственного воспитания. Необходима смена воспитательной парадигмы, суть которой состоит в выдвижении на первый план гуманистических идей и ориентиров взамен тоталитаристских установок.

Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие:

а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида;

б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации;

в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;

г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;

д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;

е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.

Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России.

3. Важным элементом новой идеологии воспитания выступает идея единства и возвышения России, своего российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего свои неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры. Эта идея составляет основу формирования национального самосознания молодого поколения.

Россия - это своеобразный мир, идущий по самостоятельному историческому пути, исторически сложившееся объединение, тесная семья многих народностей и народов, национальностей и наций, на протяжении многих столетий сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных устремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым и единым устремлением в будущее.

Россия - это сложная уникальная единая нация. Такова истина, которая сегодня должна жить и торжествовать.

Национальное чувство россиянина - это любовь к историческому облику и творчеству российской нации, вера в ее духовное призвание, воля к ее творческому расцвету; это система поступков, вытекающих из этой любви, веры и воли, страстное желание ей служить, утверждая ее равноправное место и роль среди других наций мира. Национальное не исключает общечеловеческого. Но служение человечеству осуществляется через нацию. По крайней мере, на данном этапе развития России идеи, западные ценности и варианты демократии в «чистом» виде, навязываемые в качестве основы для воспитания российской молодежи, не могут быть приняты, поскольку они возникли и культивировались, опираясь на другой, европейский и американский типы личности, культуры и традиции этих стран. Сегодня ситуация в обществе доведена до такого состояния, когда абсолютно ясно, что дальнейшее его рассыпание и атомизация недопустимы. Честь, долг, дисциплина, самоотверженность и самопожертвование - вот качества, спрос на которые столь же велик, как и их дефицит. На данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, высшим элементом национального сознания молодежи должна стать идея добровольного служения Отечеству. Нынешняя молодежь в большинстве не готова к этому. В этом духе ее надо образовывать и воспитывать. Новая идеология воспитания должна возродить национальный патриотизм россиян. Это фундаментальная проблема развития России, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность всей системы воспитания.

4. На наш взгляд, уже названная совокупность идей и принципов при условии дальнейшего раскрытия их содержания может составить весьма сильную и привлекательную для молодежи российскую идеологию воспитания новых поколений. В то же время эти идеи, положения и принципы представляют для всех политических сил чрезвычайно широкий и общий выбор, и в этом смысле более всего подходят для всех социальных слоев и групп России в качестве возможного идеала демократического общества и единой идеологии воспитания всего молодого поколения России. Единая идеология необходима не в качестве средства идеологического давления на личность, воспитания всей молодежи в интересах какого-либо одного социального строя или одной группы общества, а как средство, позволяющее объединить, интегрировать общество, особенно такое разнородное в этническом и социальном плане, как российское, придать нации свойства и качества, позволяющие ей занять в мировом сообществе достойное, передовое место.

Российская идеология воспитания - это система идей, которая одновременно отвечает коренным, актуальным интересам общества и личности, и таких взаимоотношений между ними, когда общество задает парадигму воспитания новых поколений, создает условия для ее реализации, а молодые поколения и личность самоопределяются, самоутверждаются, самореализуются и воспитывают себя в предложенных условиях, изменяя их посредством активной деятельности. Идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития России.

5. Цель воспитания

1. Цель воспитания - центральный вопрос идеологии, деятельности всей системы воспитания. В целях выражаются философские, духовные, нравственные, экономические, политические, правовые и эстетические представления о делаемом образе «идеального» человека и общества, в котором он живет и действует. Цель государственно-общественной системы воспитания должна быть достаточно определенной и в то же время весьма универсальной. Это исключительно важно сегодня, когда в связи с углубившимся экономическим, социальным, национальным, духовным и образовательным расслоением общества возникло многообразие представлений о человеке и обществе, столкнулись разнообразные классовые, групповые и личные интересы. Если еще недавно говорилось о подчиненности интересов и качеств личности требованиям общества и, следовательно, о доминировании внешнего, общественного (фактически государственного) воздействия на человека (одна крайность), то теперь нередко говорится о том, что основной целью воспитания должен стать человек как самоцель при одновременном отказе от требований к нему общества, в чем бы они ни выражались - в потребностях производства, экономики, управления и т. п. (другая крайность). Появилось множество партий и общественных организаций, которые ставят перед собой весьма различающиеся цели, согласно которым они трактуют и цели воспитания новых поколений. Эти цели зачастую находятся в полном противоречии с целями государственной системы образования (и воспитания). Политически пристрастные, эти партии и общественные организации стремятся задать молодежи те ценности и ориентиры, которые отвечают их задачам, рассматривают молодежь как средство их достижения и меньше всего думают о молодом поколении России в целом, о развитии личности как таковой.

2. Формулируя цель воспитания, надо отдавать отчет в том, что в нынешней России реально существуют, ведут борьбу за молодежь партии, общественные движения и организации, которые можно сгруппировать по их характеру и основным идеям, которые они исповедуют и проповедуют.

Общенациональные интересы требуют, чтобы общество и государство, озабоченные сохранением своей целостности, контролировали воспитательный процесс, помогали молодежи сориентироваться в реальном соотношении борющихся и воспитывающих ее сил, отличить истинные ценности от мнимых и ложных, достойные цели от недостойных.

3. Новая концепция воспитания предполагает определение цели воспитания, отвечающей интересам самой личности и требованиям общества по отношению к личности. В качестве цели воспитания, как правило, рассматривается формирование личности в соответствии с явно или неявно имеющейся моделью, идеалом молодого человека, соотнесенным с историческим периодом развития общества. На какой стадии развития находится, какие задачи решает общество, такое поколение ему и требуется.

В разные периоды развития нашей страны при советской власти в качестве целей были поставлены такие идеальные модели, как: «строитель коммунизма», «всесторонне развитая личность», которые определяли содержание и направленность процесса воспитания. Система воспитания претворяла их в жизнь.

4. Основным ориентиром воспитания является согласованно принятое в обществе представление об идеале гражданина России, его жизненном кредо и жизненной позиции. Этот идеал включает такие черты, как любовь к России, веру в ее успех и величие, заботу о единстве и будущем Отечества, преданность идеалам гуманизма, свободы и демократии, стремление к личному успеху в жизни и т. п. В то же время этот идеал имеет свои отличия в характере социальной активности и реальных возможностях конкретного представителя того или иного класса (слоя) в служении Отечеству и способах достижения личных целей, определяемых социальным положением и уровнем благосостояния данной семьи. Различия в социальных ориентирах различных слоев и групп общества обусловливают дифференциацию программ обучения, типов школ и всего воспитательного процесса.

5. «Идеального» молодого россиянина наших дней должно характеризовать: а) стремление к успеху; б) воля к победе; в) принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя; г) преданность национальной идее (мечте). Главный, системообразующий элемент всех ценностных ориентации здесь – «успех». Изменяться могут представления о средствах достижения успеха, но сам успех остается центром жизненных устремлений. Россия нуждается в людях, верящих в победу над обстоятельствами, мечтающих о великой и могучей России, в которой они - хозяева жизни. Мечта о великой России - знамя нации, а люди, борющиеся за эту мечту и добивающиеся успеха - гордость нации и образец для подражания. Общество дает шанс каждому. Не смог им воспользоваться - вини себя и никого более. Такова логика пути «наверх», к благосостоянию, таков способ изменения национального характера россиян, привыкших ожидать «манны небесной». Такова жестокая честность законов рынка и свободной конкуренции; честность жизни.

6. В отличие от идеала цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, социально устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование общества и самосовершенствоваться. Концепция воспитания определяет целевые установки воспитания молодежи в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе, с ориентацией на будущее. В качестве цели воспитания, учитывающей условия переходного периода и ориентированной на определенную перспективу, можно предложить формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности но отношению к обществу и к себе самой.

7. Смена социально-политического строя, новые условия жизни выдвигают новые требования к личности и тем самым объективно-естественно порождают новый тип личности, установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Перепады несоответствий требований общества и свойств личности должны корректироваться системой воспитания.

8. Острейшее противоречие между новой системой требований и возможностями и способностями реально существующей ныне личности порождает необходимость формирования у молодого человека и молодого поколения в целом такого качества, как жизнеспособность.

Необходимость постановки вопроса о воспитании жизнеспособности диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью.

Жизнеспособность - это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную активность личности (поколения), направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечает насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее.

6. Модель жизнеспособной личности

На основе предложенной концепции можно сформировать проективную модель жизнеспособной личности демократизирующегося российского общества, поскольку это общество по своей сущности можно рассматривать как переходное от тоталитарного режима правления с плановой экономикой и неантагонистичного по социальной структуре к демократическому обществу с рыночной экономикой, антагонистическому по социальной структуре, то и человек, соответствующий этому обществу, должен будет в определенной мере обладать противоречивыми личностными и гражданскими качествами.

В соответствии с предложенной стратегической моделью жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности, молодой человек недалекого будущего (прогностическая модель среднего уровня) должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

- быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;

- обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях; - иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

- быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;

- иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

- иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, социальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу и т.п.

7. Задачи воспитания

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

- ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;

- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;

- воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;

- приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;

- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

- воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;

- воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

Одной из задач воспитания молодежи в плане освоения национальной культуры является формирование речевой культуры, что особенно важно в настоящее время, когда наблюдаются многие негативные явления, такие как, сквернословие, молодежный сленг, засорение иностранными словами русского языка. Эту задачу следует решать прежде всего на уровне дошкольного и школьного воспитания, всячески пресекать сквернословие молодежи.

Постановка цели и задач воспитания жизнеспособного поколения предполагает, что они должны быть присущи молодежи России в целом, без подразделения ее на социальные группы, поскольку каждый молодой человек должен обладать личностными психологическими и гражданскими качествами, обеспечивающими его жизнеспособность.

8. Принципы воспитания

Среди основных принципов новой концепции воспитания можно выделить следующие:

- гуманизма к объектам воспитания, предполагающего отношение к личности молодого человека как к самоценности;

- духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентации, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;

- демократизма, означающего воспитание поколения, способного не только эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е. воспитание для демократии), но и демократизацию самой системы воспитания, переход от тоталитарной системы с ее однонаправленной идеологией и принудительным воздействием на объект воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества воспитателя и воспитанника;

- патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях;

- конкурентоспособности, выступающей как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократизирующегося общества, предполагающей формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы;

- толерантности (терпимости), являющейся одним из основных принципов воспитания молодежи в условиях плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимость к мнениям других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов;

- индивидуализации, заключающейся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способности не только выжить, но и проявить творческую активность. Система воспитания должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывая задатки и возможности каждого молодого человека в процессе его воспитания и социализации;

- вариативности, включающей многообразие типов воспитательных учреждений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не только на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на развитие собственных взглядов, подходов, ценностей, принятие альтернативных решений, готовности к деятельности в непредвиденной ситуации

9. Основные концептуальные положения новой системы воспитания

Концепция воспитания жизнеспособного поколения предполагает создание системы воспитания, состоящей из двух уровней.

1. На первом уровне, который можно обозначить как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности, обусловливающие ее жизнеспособность. Российское общество быстро дифференцируется по отношению к собственности, источникам доходов и уровням благосостояния. Эта дифференциация будет продолжаться, пока не достигнет определенной константы. В таком обществе необходимо, с одной стороны, следование тем общественным идеалам, целям и ценностям, по поводу которых достигнуто демократическое согласие, а с другой стороны, для нарождающихся слоев и групп следует оставить возможность выбора более сложных, групповых, элитарных ценностей, а для системы воспитания - свободу экспериментирования. Синтез этих двух принципов позволит воспитывать основополагающие ценности и добродетели у всех детей и молодых людей с помощью всех имеющихся средств воспитания и в то же время будет сохранять открытость системы воспитания, позволяя избежать очередного заблуждения и фанатизма.

Говоря конкретнее, стратегический (фундаментальный) уровень воспитания обеспечивает целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, гражданского воспитания, освоения ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирует ценностный подход молодого человека к материальным и духовным явлениям жизни и культуры с мировоззренческих позиций, определенных идеологией воспитания. Система воспитания должна выделять прежде всего национальные ценности, помогая различать добро и зло во всех жизненных ситуациях. На это необходимо ориентировать все структуры системы воспитания не только как на стратегическую задачу, но и на ситуативном уровне, когда решаются насущные задачи воспитания в переходный период.

2. Второй уровень системы воспитания нацелен на более узкие задачи в соответствии с требованиями к личности различных социальных слоев и групп общества. На этом уровне должна быть весьма значительна диверсификация воспитательных структур (институтов, учреждений, организаций и т. п.), вариативность содержания, форм и методов воспитания. Если на первом, базовом уровне в процессе воспитания формируются общие способности и гражданские качества личности, необходимые каждому молодому человеку, то на втором уровне формируются специальные способности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки и морально этические принципы в зависимости от принадлежности данной конкретной личности к той или иной социальной группе, согласно требованиям этой группы, ее традициям, ценностям, интересам и целям существования.

Вариативность системы воспитания на втором уровне позволит учитывать и другие аспекты формирования личности, такие как, например, половое воспитание (воспитание «мужественности» или «женственности»), воспитание по возрастным группам молодежи и т.п.

3. Концепция воспитания предполагает постановку и реализацию долговременных целей, а также ситуативных задач, отвечающих требованиям и условиям переходного периода.

Долговременные цели представляют стратегию концепции и программы воспитания жизнеспособного поколения молодежи, направленную в будущее, где в полной мере будут реализованы принципы демократического общества. Здесь определяется не только общая модель, но и общекультурный тип личности, формируемой в российской социокультурной среде. Исходя из геополитического статуса России, ее традиционных духовных ценностей, а также с учетом наметившейся стратегической направленности социокультурных, политических и экономических изменений современного российского общества, наиболее целесообразным, на наш взгляд, было бы формирование нового социокультурного типа личности, в котором гармонически сочетаются с определенными ценностями европейской культуры традиционные российские ценности. При этом обеспечивается сохранение культурного ядра российской цивилизации, формируется готовность противостоять негативным влияниям других культур, что особенно важно в эпоху всемогущества средств массовой информации.

Стратегические цели должны учитывать то, что молодой человек в одно и то же время является носителем как общечеловеческих ценностей, так и ценностей российской культуры, менталитета российского гражданина, что будет выступать основой формирования национального самосознания для молодого поколения российского общества. При этом одной из очень важных и сложных задач является обеспечение связи, преемственности старших и младших поколений в условиях, когда происходит всеобщее отрицание предшествующего опыта.

4. Воспитание личности в условиях переходного периода должно основываться на мировоззренческих принципах стратегического (базового) уровня воспитания, но неизбежно учитывать и мировоззренческие установки современной ситуации. В свете нынешних тенденций мировоззрение молодежи будет оставаться синкретичным, в нем будут сочетаться мировоззренческие установки различных идеологических систем, которые пытаются оказывать на нее свое влияние. Это относится к религии и различным конфессиям, которые стараются занять определяющее место в формировании национального самосознания. У традиционно христианских этносов это прежде всего православие, а в нехристианской традиции - ислам. Велика активность различных направлений буддизма и разного рода сект. Данная система воспитания ориентирована на ведущую роль научного и обыденного мировоззрения, формируемого обучением в школе и безрелигиозным светским воспитанием в семье и других воспитательных структурах.

5. В переходный период по сравнения с предыдущим кардинально изменяется направленность мировоззренческих установок по отношению к личности и ее положению в обществе. В недавнем прошлом система коммунистического воспитания формировала коллективистское мировоззрение и соответствующие ему личностные качества, моральные установки и традиции. Новая концепция воспитания, особенно в переходный период, должна быть направлена на формирование в определенной степени индивидуалистического типа личности, способного к конкурентной борьбе. Если раньше в сознание человека с детства внедрялась идея, что «человек человеку - друг, товарищ и брат», то новая социальная действительность заставляет видеть в другом человеке социального партнера-соперника-конкурента. В некотором смысле другие люди рассматриваются как средство достижения личного успеха. Иными словами, новая концепция воспитания во многом использует принципы философии прагматизма. Чтобы быть жизнеспособной, личность переходного периода должна быть достаточно жесткой и конкурентоспособной. По результатам своей деятельности - ориентированной в большей степени не на общечеловеческие, гуманистические ценности, а на индивидуальные и групповые ценности.

6. Новая система воспитания должна обеспечивать формирование данного типа личности, акцентируя внимание на развитие ее потребностей в достижении своих целей и самоутверждении. Система воспитания на втором уровне должна формировать качества, обеспечивающие включенность личности в различные сферы жизнедеятельности общества: социальную активность, заинтересованность участвовать в общественной и политической жизни, культурно-досуговой деятельности и т. д. Таким образом, речь идет о формировании личности, умеющей отстаивать свои интересы и достигать их, учитывая при этом интересы своей социальной группы и всего общества.

7. Одной из наиболее важных проблем реализации концепции воспитания жизнеспособного поколения является создание положительной мотивации у самих молодых людей на восприятие и усвоение воспитательных воздействий, что в первую очередь определяет эффективность воспитательного процесса. Это особенно важно на начальном этапе, в условиях перехода к демократическому обществу и к демократической системе воспитания, основанной на педагогике сотрудничества.

Захочет ли молодой человек воспринимать воспитательные установки, формировать у себя необходимые гражданские и личностные качества на добровольной основе, без применения чрезмерных принудительных воздействий со стороны системы воспитания? Что необходимо предпринять, чтобы молодые люди осознали необходимость формирования у себя соответствующих качеств? В этом же плане стоит проблема самовоспитания и саморазвития личности как одна из ключевых проблем гуманизации воспитания.

Решение проблемы создания положительных мотиваций и самовоспитания следует осуществлять в двух аспектах. Прежде всего - это создание в обществе объективных и субъективных предпосылок, условий, побуждающих молодого человека формировать у себя необходимые качества при посредстве воспитателя и в процессе самовоспитания. Молодые люди должны видеть, в частности, что именно личность, соответствующая требованиям общества на данном этапе его развития, востребована обществом, что людям с такими характеристиками прежде всего обеспечивается вертикальная социальная и профессиональная мобильность (высокооплачиваемая работа, быстрый служебный рост, престижная, высокая должность и т.п.). Положительная мотивация будет в том случае, когда молодежь увидит многочисленные примеры такого рода. Только в этом случае у нее возникнет потребность обладать знаниями и качествами, которые гарантируют достижение высокого социального и профессионального статуса.

Второй аспект затрагивает сферу сознания личности. В общественном сознании должен быть сформирован идеал определенного культурного типа, к которому следует стремиться молодому человеку. Такой образ идеальной личности должен пропагандироваться средствами литературы искусства массовой информации, как сейчас пропагандируется герой криминального типа стоящий вне общечеловеческой морали, по ту сторону добра. Между тем необходимо целенаправленно формировать образ инициативного, имеющего высокую квалификацию, прагматически ориентированного, но ограниченного принципами гуманистической морали, законопослушного и именно потому преуспевающего молодого человека - гражданина России.

Воспитательный эффект будет только в том случае, когда оба этих аспекта, выступающие как внешние и внутренние факторы, обусловливающие мотивацию на формирование соответствующих гражданских и личностных качеств, будут задействованы одновременно. Такого рода мотивацию относительно воспитания молодежи можно видеть в развитых западных странах. Это особенно характерно для настоящего времени, когда после периода отрицания и протеста молодежь опять ориентируется на получение высококачественного образования, освоение культуры и общечеловеческих ценностей, на здоровый образ жизни.

8. В разработке концепции, создании системы и реализации процесса воспитания должен действовать принцип регионализма. Россия не просто огромная, но и чрезвычайно разнообразная страна. В ней есть сырьевые регионы (например, на российском Севере проживает 11 млн. человек - 93% северян всего мира); урбанизированные регионы с преобладанием тяжелой, легкой и развитой наукоемкой военной промышленности с заводами-гигантами и городами-заводами; регионы с преимущественно аграрным сектором. В России 1060 городов, из которых подавляющее большинство - малые, а также 2160 поселков городского типа, в которых (в малых городах и поселках) проживает больше половины россиян. В России десятки огромных и крупных городов, которые имеют свои «регионы»: районы со многими культурно-художественными, образовательными и научными учреждениями; районы заводские и «спальные» и т.п. Есть регионы с относительно терпимым уровнем жизни, а есть такие, которые стали очагами социальной депрессии, точками роста социальной напряженности, грозящими взрывом всей страны, Иными словами, каждый регион России имеет свою социокультурную среду, воздействует на процессы образования и воспитания, облегчая или затрудняя их. Неоднородность социокультурных, сред требует от организаторов воспитания обеспечивать, с одной стороны, единство национальной политики, с другой - ориентировать ее на учет особенностей этого региона развитие существующих в нем традиций и самобытности. Регионализация воспитания ориентирует на творчество, поддержку новых очагов педагогической культуры, опытно-экспериментальных площадок, инновационных воспитательных центров, является одним из стимулов саморазвития всей системы воспитания.

10. Система воспитания

1. Новая концепция воспитания реализуется на практике через систему воспитания, имеющую институциональный и неинституциональный уровни, а также с помощью различных институтов воспитания, форм и методов осуществления воспитательных воздействий.

Реализация новой концепции воспитания на неинституциональном уровне рассматривается как процесс социализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества, где формируются соответствующие навыки, способности и личностные качества. Так, например, формирование у части молодежи социально значимых гражданских качеств и ценностных установок осуществляется через участие в деятельности общественных организаций, а также в деятельности различного рода неформальных движений, митингах и т.д.

На институциональном уровне основным институтом, осуществляющим организацию всей системы воспитания, ее деятельности и контроль за этой деятельностью, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного воспитания, школы, при получении профессионального образования и т. д. Воспитание молодежи - одно из направлений в государственной молодежной политике России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

2. Государство через свои учреждения и организации должно обеспечивать стратегический (фундаментальный, базовый) уровень воспитания всей молодежи, безотносительно ее принадлежности к социальным группам, поскольку ставит целью формирование соответствующего типа гражданина этого государства. Система государственного воспитания была и остается основой воспитания и на втором уровне, когда воспитание осуществляется уже в соответствии с групповыми интересами самой личности, интересами социальных групп и их требований к личности. И это естественно, ибо система государственного воспитания призвана обеспечивать эффективность воспитания молодого поколения в целом.

3. Наряду с государством, одним из главных элементов системы воспитания является семья, особенно на этапе переходного периода, когда практически все институты прошлой системы воспитания свернули свои воспитательные функции по отношению к молодежи. При том, что воспитательные возможности семьи резко сократились, именно семья сейчас несет и должна нести далее основную нагрузку в формировании личности молодого человека, его жизненных планов и ценностных установок, личностных и гражданских качеств, усвоения традиций и опыта старших поколений. Сложность современного этапа состоит в том, что старшее поколение не может в полной мере осуществлять функцию воспитания, поскольку ее ценностно-мировоззренческие ориентации, моральные установки и опыт во многом пришли в противоречие с изменившейся действительностью. Молодому поколению приходится самому накапливать соответствующий опыт, формировать свое мировоззрение, хотя и традиционные ценности имеют достаточно большое влияние в качестве смысложизненных ориентации молодых людей.

4. Общеобразовательная школа выступает одним из основных институтов, осуществляющих процесс воспитания молодого поколения в полном его объеме. Воспитание проводится в течение всего периода обучения и среди всех возрастных групп школьников. В то же время каждая возрастная группа школьников имеет свои возрастные особенности, формы и средства воспитания.

Старшая возрастная группа школьников (9 - 11 классы) социально-возрастной группы молодежи. Ранее для школьной системы воспитания во всех возрастных группах была характерна авторитарная педагогика и объектный принцип воспитания, где ученики даже старших классов рассматривались только как объект воспитания, а не его полноправный субъект. Мало что изменилось в российской общеобразовательной школе и в настоящее время, поскольку кадровый корпус учителей остался прежним, значительно утрaтив при этом эффективность своих воспитательных воздействий.

Современную ситуацию в школе можно определить как ситуацию переходного периода, поскольку старые методы и формы уже не дают ожидаемых результатов, а новые формы воспитательных воздействий еще не разработаны в достаточной степени, не подготовлены кадры преподавателей, способных осуществлять педагогику сотрудничества, особенно в старших классах.

Данная концепция рассматривает школу как институт воспитания молодежи, призванный формировать личность молодого россиянина на первом уровне воспитательного процесса. Общеобразовательная школа во всех ее формах существования (спецшколы, лицеи, гимназии и т.п.) должна прежде всего реализовать гуманистические принципы, исходя из идеи равенства стартовых возможностей, единой идеологии, менталитета российского гражданина, единой российской культуры. Школа является тем институтом воспитания, где формируется патриотическое чувство причастности к большой и малой Родине, происходит становление гражданина российского общества.

Школа в определенной мере должна осуществлять и воспитание на втором уровне, исходя из принадлежности учащихся к различным социальным и национальным группам населения. На этом уровне воспитание, по мере возможности, должно быть дифференцировано с учетом социальных и личностных интересов, а также возможностей учащихся.

5. Профессиональные образовательные учреждения. Государство реализует свою воспитательную функцию прежде всего через систему профессионального образования всех уровней: ПТУ, техникумы, вузы. В период советской власти эти учреждения играли значительную роль в воспитании молодого поколения. Была создана общественно-административная структура по воспитанию учащихся и студентов в каждом учебном заведении, а также на всех уровнях партийных, комсомольских и государственных структур существовали отделы и управления по работе с учащейся молодежью. Воспитанию молодежи внимания уделялось не менее, чем становлению квалифицированного специалиста.

В настоящее время в системе профессионального образования молодежи разрушены почти все воспитательные структуры, что явилось реакцией на излишнюю заидеологизированность прежней системы воспитания. Проводится в жизнь идея о том, что получаемое знание имеет воспитательную функцию, т.е. воспитание подменяется обучением. Ликвидированы различные воспитательные структуры в учебных заведениях (например, институт кураторов учебных групп в вузах и т.п.).

Вместе с тем профессиональные учебные заведения остаются наиболее действенным институтом воспитания молодого поколения. Многие учебные заведения, в том числе и вузы, по собственной инициативе заново создают структуры, осуществляющие воспитательные функции, причем на административно-общественной основе. Например, в отдельных вузах вводятся должности проректоров по воспитательной работе, разрабатываются планы воспитательной деятельности с участием всего преподавательского корпуса.

Предлагаемая концепция в плане ее практической реализации рассматривает систему профессионального образования как важнейший институт воспитательного воздействия на учащуюся молодежь, особенно на втором уровне формирования личностных и гражданских качеств молодого человека. Первый уровень воспитания должен быть в основном реализован в системе средней школы, и эффективность его реализации должна быть подкреплена прямым (финансовым и кадровым) и косвенным воздействием (введением экзаменов, моральным поощрением учителей, ведущих воспитательную работу и т.п.)

6. Вооруженные силы во всех странах, наряду с системой образования, являются тем институтом, через который государство осуществляет свою воспитательную функцию. В бывшем Советском Союзе армия достаточно эффективно воспитывала молодежь в соответствии с целевыми установками партии. Существовал институт политработников, специально подготовленных для выполнения воспитательных функций среди личного состава армейских подразделений. В настоящее время воспитательная работа проводится на весьма низком уровне.

Армия как институт воспитания призвана формировать личностные и гражданские качества первого уровня, необходимо присущие всей молодежи России, такие как: патриотизм, гражданское мужество, инициативность, социальная активность, умение действовать в нестандартной обстановке и т. п. В мировоззренческом плане здесь наиболее эффективно можно формировать гуманистические установки и проводить в жизнь национальную идею национального возрождения России.

Для успешного функционирования армии как института воспитания молодежи в ее структуре Необходимо создать институт специалистов по воспитательной работе с личным составом. Специалисты должны иметь соответствующую подготовку именно по работе с армейской молодежью, которая имеет свою специфику. Эту работу нельзя подменять другими формами работы с личным составом, например, социальной работой или деятельностью религиозных организаций, которые настоятельно предлагают свои услуги в настоящее время. Именно воспитательная работа с армейской молодежью благотворно скажется как на укреплении боевого духа армии, так и на становлении личности молодых воинов, а также на проведении демократических преобразований российского общества.

7. В истории общества церковь всегда выступала в качестве особого института воспитания молодежи, причем не только религиозного, но и патриотического, гражданского, а также участвовала в становлении национального самосознания молодого поколения. Советская власть резко ограничила функции церкви, отделив ее от государства, в том числе практически ликвидировала и воспитательную функцию, отделив школу от церкви.

Демократические изменения в России позволили реализовать право свободы совести населению страны по отношению к религии. Религиозные организации всех конфессий резко активизировали свою деятельность, в том числе и в отношении воспитания молодежи. В настоящее время воспитательная функция церкви не играет значительной роли в обществе в той степени, как она на это претендует, поскольку сказываются годы атеистического воспитания и противостояния государства и церкви. С углублением демократических преобразований в российском обществе роль церкви как института воспитания молодежи будет возрастать, особенно с восстановлением ее структуры по всей территории России. Необходимо регулировать взаимоотношение государства и церкви в этом отношении, поскольку религиозные организации различных конфессий вполне могут выполнять воспитание молодого поколения определенных социальных групп и слоев населения.

8. Воспитательная функция молодежных организаций. Через эти структуры государство может реализовать свою политику по отношению к молодежи и, в частности, воспитательные функции. В годы советской власти весьма действенное воспитательное воздействие на всю социально-возрастную группу молодежи оказывала комсомольская организация, имевшая свои структуры практически во всех территориально-производственных сферах. Комсомол активно проводил в жизнь политику партии среди молодежи, формируя личность молодого человека и поколения в целом в соответствии с директивами партии.

В современный период существующие молодежные организации не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на воспитание молодежи, не имея соответствующих целей, структуры и необходимого финансирования. Эти организации малочисленны, их деятельность практически не координируется.

Молодежные организации могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы и проведения в жизнь молодежной политики государства при условии их частичного финансирования со стороны государства, а также при постановке им соответствующих задач и координации их деятельности. При этом воспитательная работа должна проводиться на втором уровне, с учетом интересов и склонностей тех групп молодежи, которые входят в соответствующие организации.

9. Политические партии выражают интересы различных социальных слоев и групп населения. Почти все политические партии и общественные движения уделяют внимание молодежи, стараясь привлечь ее в число своих сторонников. При этом на молодежь оказывается определенное воспитательное воздействие, особенно в плане формирования мировоззренческих, морально-ценностных и социально-политических ориентиров и установок.

Предлагаемая концепция рассматривает политические партии и движения как один из воспитательных институтов общества, формирующих различные социальные слои и группы молодежи в своих интересах. В целом как институт воспитания партии и общественные движения могут оказывать целенаправленное воздействие как на первом, так и на втором уровнях воспитания. На первом уровне будет осуществляться формирование гражданственности, патриотизма, гуманистических качеств личности, уважение к законам, становление культуры демократизма и т. п. На втором уровне будут формироваться качества, необходимые для соответствующих социальных групп, чьи интересы выражает партия или движение. Воспитательное воздействие может осуществляться в различных формах и через различного рода структуры, например, молодежные клубы, клубы молодых политических лидеров, летние лагеря и т. п.

10. Спортивные организации всегда играли значительную роль в становлении молодого поколения. Здесь происходило не только физическое воспитание, развитие физических качеств молодого человека, укрепление его здоровья, но и целенаправленное формирование морально-волевых качеств, патриотизма и гражданского мужества, чем всегда отличались советские спортсмены. Особенно это было присуще спортивно-техническим и военно-прикладным видам спорта, где на идеях патриотизма были воспитаны значительные массы российского населения.

Сейчас спортивные организации в России находятся в затруднительном положении, из-за отсутствия государственного финансирования и организационного единства. Эффективность воспитательных функций спортивных организаций резко снизилась, что не замедлило сказаться как на успехах российских спортсменов, так и на патриотизме, отсутствие которого определило «утечку» ведущих спортсменов за границу. Немаловажную роль в этом сыграло падение престижа спортсменов в общественном мнении.

Успешность реализации концепции воспитания жизнеспособного поколения молодежи будет во многом зависеть от деятельности спортивных организаций. Государство должно определить цели и задачи спортивных организаций по формированию физически здорового, патриотически настроенного поколения молодежи, обеспечив это соответствующими кадрам работников физической культуры, а также надлежащим финансированием.

11. Творческие организации всегда имели огромное влияние на молодежь через объединения литераторов, поэтов, художников, музыкантов и т. п., но главным образом через произведения литературы и искусства. В настоящее время творческие организации, литература, искусство и кино переживают трудный период в связи с отсутствием государственного финансирования, переходом на самофинансирование и платные услуги.

При проведении в жизнь государственной молодежной политики по воспитанию молодежи следует учесть то, что творческие организации могут частично решать задачи первого уровня воспитания и в большей мере способны эффективно осуществлять целевые установки второго уровня. На втором уровне, согласно предложенной концепции, творческие организации как институт воспитания будут формировать личностные и гражданские качества молодежи в зависимости от имеющихся способностей и склонностей к тому или иному виду творческой деятельности. Для нормальной деятельности этих организаций необходима соответствующая подготовка кадров и надлежащее государственное финансирование.

12. Средства массовой информации. В эпоху информационной цивилизации они оказывают сильнейшее воздействие на самые широкие слои молодежи, включая все ее социальные и возрастные группы. Учитывая это, государство должно проводить в отношении СМИ очень взвешенную политику.

В настоящее время СМИ в основном проводят линию на разрушение мировоззренческих устоев молодежи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение, нацеленное на нетрудовое, легкое и быстрое обогащение. Коммерциализация СМИ принесла катастрофические последствия не только им самим, но и всей российской культуре, и в особенности воспитанию молодого поколения. Идет целенаправленное уничижение духовности российского народа, разрушение его национального самосознания и менталитета, что крайне негативно сказывается на воспитании молодых россиян.

13. Содержательная сторона системы воспитания имеет структуру, включающую следующие разделы: нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, эстетическое воспитание, физическое воспитание, а также различные виды, связанные с принадлежностью к социальным группам (религиозное, атеистическое, национальное и т. п.).

Каждый из этих разделов (элементов структуры) реализуется через освоение соответствующего содержания, формирование умений, навыков, личностных качеств, а также через различные организационные структуры (музеи, храмы, студии, спортивные организации и т. п.).

Здесь необходима весьма значительная работа по организации деятельности такого рода воспитательных структур в условиях переходного периода, что должно быть учтено при разработке и осуществлении государственной молодежной политики России.

14. Непосредственная реализация новой концепции воспитания осуществляется через различные формы и методы проведения воспитательного процесса, с использованием необходимых средств. Положительный опыт по воспитанию молодого поколения, накопленный за годы советской власти, необходимо использовать в новых условиях. Особенно ценен здесь опыт педагогов-новаторов: Амонашвили, Шаталова и др., не получивший широкого распространения в прошлые годы. В настоящее время этот опыт будет способствовать формированию нового поколения молодежи.

В то же время условия переходного периода и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно эффективно осуществлять процесс формирования личности в новую эпоху, переживаемую Россией. Среди такого рода проблем можно выделить:

- определение степени жесткости системы воспитания на переходном периоде и на перспективу, в частности, соотношение убеждения и принуждения в системе воспитания в условиях демократических свобод;

- формирование потребности к труду при отсутствии внешнего принуждения и моральных стимулов к нему, что особенно касается получения рабочих профессий и труда в сфере материального производства;

- соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов мотивации самовоспитания;

- наличие необходимых задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;

- разработка форм и методов становления национального самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.

11. Кадровое обеспечение

1. Подготовка молодежных работников. Реализация государственной молодежной политики, в частности, воспитание жизнеспособного поколения молодежи, должны осуществляться прежде всего специально подготовленными кадрами по работе с молодежью. Анализ подготовки такого рода специалистов в западноевропейских странах показал, что единого подхода к этой проблеме не существует, однако такая работа ведется в широких масштабах многие десятилетия. В нашей стране практически не существует единой системы подготовки такого рода кадров. Подготовка осуществляется в рамках специальности «социальная работа». Обучение таких кадров высшей квалификации проводится в нескольких учебных заведениях, в том числе и в Институте молодежи, однако этого явно не достаточно. В целях проведения эффективной молодежной политики и воспитания молодежи необходимо создать систему подготовки специалистов различного уровня квалификации с учетом профиля специализации и региональных особенностей России.

2. Подготовка воспитателей. Одной из основных проблем проведения в жизнь концепции воспитания жизнеспособных поколений является проблема кадров воспитателей, способных в новых условиях решать неординарные проблемы воспитания современной молодежи. Имевшийся корпус воспитателей молодежи, существовавший во всех институциональных структурах, не только практически утрачен в настоящее время, но зачастую и не может эффективно действовать в новых условиях. Педагогические вузы практически не готовят своих выпускников к воспитательной работе, у большинства из них нет к ней желания, они настроены преподавать, поучать, но не воспитывать.

Реализация новых задач воспитания требует формирования кадрового корпуса воспитателей для всех институциональных структур воспитания, рассмотренных выше. Каждый из этих институтов, особенно самые влиятельные из них: система общего и профессионального образования, армия, молодежные и спортивные организации - потребуют для эффективного функционирования кадров воспитателей, подготовленных с учетом специфики деятельности в каждом из этих институтов. В школе нужны специалисты по внеклассной работе, способные воспитывать современную учащуюся молодежь старших классов. В армии необходимы специалисты по работе с военнослужащими, которые могут решать свои специфические воспитательные задачи.

В перечень профессий следует внести профессию «молодежный работник», «специалист по внеучебной работе», а в перечень специальностей - аналогичные специальности различных уровней квалификации. Программы подготовки такого рода специалистов должны быть сориентированы на формирование у воспитанников гражданских и личностных качеств первого уровня, а специализация должна учитывать требования к личности второго уровня. Подготовку специалистов необходимо ориентировать не только на вербальные формы и методы воздействия на воспитанников, но и на практическое овладение необходимыми гражданскими качествами в процессе активной социальной деятельности. При подготовке специалистов по воспитанию молодежи следует предусмотреть различные формы обучения, в том числе очные и заочные, а также возможность получения второй квалификации.

12. Заключение

Создавая данную концепцию, ее авторы пока не смогли в полной мере ответить на все вопросы, которые следовало бы в ней осветить. Они продолжают работу, не претендуя на то, что их общий взгляд и частные подходы «единственно верны». Тем не менее, представляется, что им удалось выдвинуть некую систему идей и понятий, которые (при условии их дальнейшей доработки) могут составить основу новой концепции воспитания. Пересмотр традиционных представлений, взглядов, определений в этой сфере знания и, следовательно, перемен в организации, формах и методах всей практической деятельности уже идет, но он должен стать более осмысленным, интенсивным и управляемым. Важно привлечь внимание всего общества к этой проблеме, включить в ее решение ученых, политиков и практиков воспитания, озабоченных судьбой новых поколений россиян и будущего России. Авторы будут вполне удовлетворены, если их труд хотя бы отчасти послужит этой цели.