На главную страницу C сайта И.М. Ильинского - http://www.ilinskiy.ru


И. Ильинский. «Образовательная революция»
М.: Издательство Московской гуманитарно-социальной академии. 2002.

Студенты или клиенты?

Профессура и учителя превращаются в обслуживающий персонал,
предлагающий эффективные, готовые к употреблению продукты

Общество, увлеченное погоней за материальными благами, забыло, что в мире существуют не менее важные ценности. Мы почти не слышим слова «совесть», «справедливость», «долг». Пока еще на слуху слово «доброта», но почему-то в основном по отношению к братьям нашим меньшим, как будто в ней меньше нуждаются брошенные дети, больные, голодные люди. Исчезло то, что называется воспитанием чувств, и это - основной порок современной системы образования, считает ректор Московской гуманитарно-социальной академии (МГСА) И. Ильинский.

Душа обязана трудиться

Между тем образование - это не только передача знаний, это воспитание человека. Общество, которое во главу угла ставит предельную полезность и максимальную прибыль, не только не способствует развитию у личности высших чувств (совесть, честь, справедливость, чувство долга, забота о ближних), но, наоборот, разрушает их. Заказчик образовательных услуг (абитуриент, студент) не вполне сознает, какую материальную выгоду он может извлечь из этих эфемерных понятий и прочих нравственных категорий, Поэтому он не желает ставить себя в положение воспитуемого, да еще платить за это деньги.

Есть такая присказка: с образованным человеком приятно общаться за обеденным столом, но, не дай Бог, оказаться с ним вдвоем на необитаемом острове - там нужен человек с практическими знаниями и навыками. Взгляд на современную систему образования приводит к мысли - уж не готовим ли мы подрастающее поколение к жизни на необитаемом острове, вместо образования давая им только обучение.

Смысл современного образования должен заключаться в том, чтобы научить творчеству в мире, становящемся все более неопределенным и непредсказуемым. Чтобы противостоять этому, общество должно иметь необходимую и достаточно критическую массу творческих людей. Поэтому возникает новый идеал (парадигма) науки и образования, в центре которых - человек во всех его ипостасях (тело, ум, эмоции, душа), а также окружающая его среда. «Продуктом» образования сегодня должен быть не специалист, пусть даже «высококачественный», а человек - знающий, понимающий, умеющий, культурный и гуманный. Создается он только образованием, то есть обучением и воспитанием.

Учить подано

В нашей жизни много абсурда. Такое положение дел можно принять как данное свыше, можно считать делом рук человеческих, можно вообще не признавать. Ильинский анализирует его проявление в сфере образования. Сам предмет анализа предполагает негатив, и его действительно в книге много. И все-таки, по мысли автора, хотя происходящее в мире трагично, образование выполнит спасительную для человечества миссию, если совершится образовательная революция. А что сегодня происходит в этой области в нашем отечестве?

Граждане России, в том числе многие учителя и преподаватели, не заметили, как логика и психология рынка овладели сферой образования. Сегодня на нее часто смотрят как на производство и оперируют соответствующими понятиями: «исходный материал» (абитуриенты), «конечная продукция» (выпускники), «ассортимент образовательных услуг», «рынок труда», «образовательный спрос», «образовательное предложение», «реклама», «цена», «издержки производства», «договорные отношения» и тому подобное. Рынок образовательных услуг и цены на нем стали формироваться на основе спроса потребителей этих услуг. Парадокс: незнающий (студент, он же потребитель) говорит знающему (сообществу преподавателей), чему и как его обучать, ссылаясь на быстро меняющиеся потребности рынка. Раз образование становится сферой услуг, то, как и в любой другой отрасли этой сферы, вам могут здесь «недолить», «недовесить», «недоложить». И лекции можно читать группе в 25-30 человек, а можно в аудитории по 500 и 1000 человек, экономя на зарплате и не заботясь об эффективности такого действа.

Высшее образование при таком раскладе ценностных ориентаций уже не служит источником распространения фундаментальных научных ценностей. Наши вузы, а равно и школы, все меньше рассматриваются в качестве святилищ разума, а профессура и учителя - в качестве носителей истины. И те, и другие скорее эволюционируют в направлении обслуживающего персонала, предлагающего эффективные «продукты» (знания), готовые к употреблению. В итоге образование, традиционно рассматривавшееся как общественное благо, которое на конкурсной основе мог от государства получить любой способный к интеллектуальной деятельности человек, стало обыкновенным товаром, который может купить тот, у кого есть деньги. Но поскольку знание как товар неощутимо и неосязаемо, а в конце «производственного процесса» имеет физическое выражение в виде небольшого куска картона с надписью «Диплом о высшем образовании», то покупатель и продавец взаимозаинтересованы в том, чтобы в их отношениях во время обучения все выглядело благопристойно. Один делает вид, что учит, другой - что учится. Один знает, что недодал, другой - что недополучил.

Коммерциализация образования в принципе находится в противоречии с идеалом гуманизма, утверждающим самоценность человека, изначальное братство людей и предписывающим давать всем равные шансы в приобщении к общим благам (знаниям, интеллектуальным навыкам, умениям, нормам приличия, общественной дисциплине). Знание становиться товаром, а его добыча и распространение - видом коммерческой деятельности, в которой главное - получение прибыли. Одним из опасных следствий коммерциализации высшего образования будут перемены в отношении к нему общества. Оно уже в России рассматривается как частное, а не общественное благо: имеешь деньги - учись, не имеешь - твоя проблема.

Открыто для чего?

Сейчас все более массовым становится так называемое открытое образование, дистанционное обучение. В нынешнем варианте - дело для России новое. Для многих руководителей учебных заведений оно привлекательно не только (и не столько) тем, что обещает интересную работу и славу первопроходцев, сколько тем, что сулит огромные деньги: большинство вузов, работающих в этой нише, частные. Растет количество образовательных учреждений, работающих в сфере открытого и дистанционного (а на самом деле - плохо организованного заочного) обучения, растет количество обучающихся в них. Но часто это профанация прогрессивной идеи и образования вообще. Халтура, каковой за редким исключением является у нас открытое и дистанционное обучение, выдается за «образование XXI века». Между тем это не полноценное образование, ибо в нем практически отсутствует фактор воспитания, в процессе которого человек общается с человеком. Вышесказанное не означает, что надо отказаться от открытого и дистанционного образования, просто следует дать ему возможность развиваться естественно - в борьбе с традиционными формами обучения, при этом жестко контролировать качество обучения и специальные учебные заведения этого вида.

Мифы нашего времени

Негосударственные вузы, появившиеся в стране более 10 лет назад, сейчас обучают более 600 тысяч студентов. Их стремительный рост был одним из показателей коммерциализации образования. Возникло немало образовательных компаний, которые называют себя университетами, а на самом деле продают знания, умения и навыки (дипломы, степени и сертификаты) потребителям своих услуг, которых по привычке называют студентами, хотя их точнее именовать клиентами. Есть, конечно, вузы, где учат не хуже, чем в государственных, но в общественном сознании намерено создаются мифы, формирующие и все больше укрепляющие негативный образ «негосударственного» образования как явления для России противоестественного, которому вот-вот придет конец. Утверждается, что «негосударственное» образование хуже государственного, что в негосударственных вузах учатся только богатые и глупые. На примере своего учебного заведения автор книги опровергает эти мифы. Так, по итогом государственной аттестации МГСА (негосударственный вуз) вошла в десятку лучших из 149 академий России, подавляющее большинство которых имеют государственный статус. В 2002/03 учебном году в МГСА поступило 40 золотых и серебряных медалистов, 43 - имеют дипломы с отличием после окончания средних профессиональных учебных заведений. Средний балл аттестатов по первому курсу - 4,2.

Это далеко не все затронувшие в книге проблемы. О некоторых других дают представление заголовки из нее: «Устойчивое развитие - новое миропонимание и мироустройство человечества», «Глобализация по-американски – основной фактор неустойчивого развития», «Человек - источник абсурда и надежды на истину», «Письмо ныне живущим из будущего, которого может не быть», «К новой системе ценностей», «От какого наследства мы отказываемся?», «Всемирная торговая организация: стандартизация образования».

Подготовила
Светлана Быкова